Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
Переплывая трудности

Переплывая трудности

Спорт

Как спорт изменил жизнь «особой» девочки

Фотографии Дарьи Верзиловой

Иногда бывает так, что одна встреча кардинально меняет жизнь. Добавляет в неё смысла, эмоций, вдохновляет на новые свершения и позволяет по-другому взглянуть на привычные вещи.

Так произошло и с 13-летней Полиной Скорюпиной. Девочка училась в первом классе коррекционной школы для слабослышащих детей, когда к ним пришёл тренер по плаванию Олег Калинин и объявил о наборе группы для занятий в бассейне. Полина, с детства любившая воду, загорелась идеей стать профессиональной пловчихой, прошла отбор и попала в группу. Так больше шести лет назад для девочки началась другая жизнь – с тренировками, сборами, соревнованиями и победами.

 

Недетские успехи

 

С Полиной и её мамой Еленой мы встречаемся в бассейне, перед началом занятия. Впереди у девочки – двухчасовая тренировка в воде, потом уроки, а ещё в расписании – баскетбол, волейбол и тренажёрный зал.

– Полиночка с детства любила плюхаться в воде, из ванной не вытащить было, – улыбается мама Елена Скорюпина. – Конечно, были мысли отдать её на плавание, но думала: кто возьмётся тренировать ребёнка, у которого есть проблемы со слухом? В конце концов, справится ли она сама?

Сомнения разрешились, когда в школу, где учится девочка, пришёл заслуженный тренер России, тренер-преподаватель ОСДЮСШОР по плаванию Олег Калинин. Он объявил, что у него есть опыт работы со слабослышащими и глухими детьми, и позвал ребят тренироваться. Однако нагрузку выдержали не все: некоторые оставили занятия спустя несколько месяцев. Но самые сильные остались: начали ездить на соревнования и добиваться совсем не детских успехов в плавании.

Прошлой весной Полина Скорюпина стала кандидатом в мастера спорта России. А этой осенью семиклассница отправилась на IV Всероссийскую летнюю спартакиаду глухих в Саранск, где показала отличные результаты. Первое место на дистанции 200 метров на спине и второе место на такой же дистанции комплексным плаванием. Кроме того, команда пловцов из Кемеровской области, в которую входила и Полина, заняла третье место в смешанной эстафете 4×100 метров комплексным плаванием. Борьба была серьёзной: за призовые места боролись 23 сильные команды со всей России.

– Моя дочь тренируется и участвует в соревнованиях, конечно, не ради кубков и признания, – говорит Елена. – Она учится общаться. Она ездит на сборы вместе со слышащими сверстниками. Для таких ребят это невероятно важно. Это то, чего им зачастую так не хватает. Они находят друзей со всей России, ездят в разные города, набираются новых впечатлений. Тренер везде их водит, не даёт детям сидеть в телефонах: программа всегда насыщенная. В команде не все дети с проблемами со слухом, как Полина. И моей дочери приходится изъясняться не жестами, как с такими же сверстниками в школе. Она говорит, понимаете? Общается наравне со слышащими ребятами, и, что важно, у неё это неплохо получается! Никогда никто её не обижал, не дразнил – все ребята очень понимающие и чуткие. Такое общение готовит её к жизни, можно сказать. Ей будет гораздо легче адаптироваться, чем тем, кто целыми днями сидел дома и ничем не занимался.

Более того, по словам Елены, врачи настаивают: у таких детей должен быть стимул общаться не жестами, а словами. Тогда они будут быстрее адаптироваться в обществе и научаться общаться, как обычные дети.

 

«Плавать я не брошу»

 

Мама Полины признаётся: спорт сильно повлиял на девочку. И дело не только в положительном воздействии на здоровье: закалка, отсутствие лишнего веса, осанка, иммунитет. Важнее другое: Полина стала очень целеустремлённой.

– Она знает, что есть слово «надо», – говорит Елена. – А слово «не могу» старается не употреблять. Конечно, бывает всякое: сомнения, сложности, страхи. Тяжело, не хватает времени, устаёт… Но потом она всегда собирается с силами и упорно продолжает тренироваться. Предлагаю: «Если сильно тяжело, давай оставим занятия». На что она мне отвечает: «Ни за что. Плавать я не брошу».

Плавание для Полины – любимое занятие. Заставлять тренироваться не приходится: девочка понимает, что ей нужен этот спорт, у неё есть цели, к которым она стремится и которых упорно добивается. Настроена серьёзно и основательно: для неё это не просто увлечение.

В недолгие минуты отдыха между заплывами решаю с помощью Елены поговорить с самой Полиной. Девочке не до разговоров, торопится продолжить занятие, поэтому отвечает коротко.

– Плавать, конечно, нравится: это и для здоровья полезно, и приятно, и даёт много возможностей, – серьёзно рассуждает Полина. – Благодаря плаванию у меня появились друзья со всей страны, мы знакомимся на сборах и потом продолжаем общаться в соцсетях. Бывает, конечно, тяжело: страшно выступать или хочется отдохнуть – а свободного времени совсем нет.

Полину зовёт тренер, и она убегает плавать дальше. А мама спортсменки продолжает мысль дочери:

– Действительно бывает очень тяжело. Они занимаются почти каждый день: шесть раз в неделю по два часа. Плюс три раза в неделю тренировки в спортзале. А перед соревнованиями и вовсе тренируются по два раза в день. Ну а на сборах режим вообще жёсткий: три тренировки в день, не считая утренней разминки и вечерней зарядки. Конечно, устают. Но что поделать, победы и хорошие результаты так и даются: потом и кровью, как говорится.

 

Работа на результат

 

Тренер со стажем Олег Калинин со слабослышащими пловцами работает уже больше десяти лет.

– Конечно, есть разница между слышащими спортсменами и теми, кто имеет определённые проблемы со здоровьем, – говорит Олег Калинин. – Вторым нужно гораздо больше внимания. Ну и, безусловно, терпения со стороны тренера. До слышащих-то детей не всегда просто достучаться: они слышат, но не слушают, как говорится. Со временем, конечно, ребята привыкают ко мне, а я к ним, больше понимают, становится полегче. Но сначала на изучение, например, новых элементов требуется много времени и усилий.

Олег подчёркивает: нужно не просто научить хорошо плавать. Важно объяснить другие моменты: почему тренироваться стоит ежедневно, зачем необходимо соблюдать режим, правильно питаться и так далее.

– Это уже некие воспитательные моменты, которые тоже нужно доносить до ребят, – уверен тренер.

Олег Анатольевич стал тренировать Полину больше шести лет назад. Можно сказать, что начали они практически с нуля: девочка почти не умела плавать. Изначально не стояло задачи выйти на соревновательный уровень и сделать из ребёнка чемпиона. Просто начали тренироваться, потому что Полина этого очень хотела, а родители поддержали девочку в её желании.

По словам тренера, за шесть лет изменилось многое: появилось более осознанное и серьёзное отношение к занятиям со стороны Полины.

– Она уже интересуется техникой плавания, советуется со мной в чём-то, – говорит Олег Калинин. – Сейчас у нас уже идёт работа на результат, а не просто «для удовольствия». Естественно, поменялся и сам образ жизни Полины. Сначала это было так: ребёнок отработал на тренировке и всё остальное время был предоставлен сам себе. Сегодня она понимает, что важно не только тренироваться, а ещё и правильно питаться, соблюдать режим сна, не подвергаться вредным привычкам и так далее. Мы вышли на профессиональный уровень: тут всё серьёзно, никаких поблажек.

Тренера радует, что Полина стала задавать вопросы, больше интересоваться темой спорта. Ведь это подтверждает, что у девочки появились осознанность и понимание того, для чего всё это.

– Виден и спортивный рост, и личностный: есть результаты, стремление и цели, – заверяет Олег Анатольевич.

По словам тренера, в занятиях спортом очень важен элемент конкуренции. Поэтому групповые тренировки, когда все дети, вне зависимости от уровня здоровья и слуха, занимаются наравне, проходят гораздо эффективнее. Ребят не нужно «разгонять», они тянутся друг за другом, пытаются обогнать, прийти к финишу первыми.

– Это улучшает спортивные показатели ребят. Трудно просто объяснить ребёнку, что нужно плыть быстро. Когда ему не за кем гнаться, не от кого убегать, нет никакого стимула и непросто заставить себя плыть быстрее, – говорит Олег Калинин.

Плавание признано наименее травмоопасным видом спорта: не зря его рекомендуют даже беременным. Польза от этого занятия очень разносторонняя: развиваются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, разгружается позвоночник, расслабляются все мышцы.

– Всё это очень важно при такой загазованности воздуха и малоподвижности ребят. Поступление кислорода в кровь при плавании становится больше. Кроме того, у подвижных детей лучше работает голова: им легче учиться. Я убеждён, что дети, занимающиеся спортом, преуспевают в учёбе, ведь физическая активность и интеллект – это связанные между собой вещи. Стереотип о том, что все спортсмены глупы, конечно, в корне неверен, – считает тренер Олег Калинин.

Ещё одна положительная сторона плавания – закалка. Как призналась нам мама спортсменки Полины, девочка стала гораздо меньше болеть с тех пор, как занялась плаванием.

– Плавание включает в себя много других видов спорта. Здесь важны и легкоатлетические показатели, ведь большое значение имеют ноги. Лыжи – движение руками лыжника очень похожи на движение рук пловца. Также присутствуют элементы гимнастики и акробатики. На мой взгляд, плавание – это самый разносторонний и полезный вид спорта, – уверен тренер Олег Калинин.

В планах Полины Скорюпиной – выполнить нормативы на звание мастера спорта и, конечно, продолжить усиленно тренироваться. Самого главного спортсменка уже добилась: она преодолела свои страхи и теперь не чувствует себя лишней среди слышащих ребят.

 

15 декабря 2016
714
0

Расскажи подругам

Читайте также

Читай самое вкусное

Комментарии

Скажи, что ты думаешь

Сейчас обсуждают

Давайте дружить