Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
Мой юный гений

Мой юный гений

Дети

Топ-5 методик раннего развития малыша

Фотографии Анастасии Антонович, Анастасии Каралёвой

Сегодня многие стремятся воспитывать детей совсем не так, как их родители. Современные мамы и папы обращаются за советом не к бабушке и дедушке, а к научной литературе. Ведь учеными уже не раз было доказано, что в течение первого года жизни ребенка его мозг развивается на 60% по отношению к развитию мозга взрослого, а к трем годам — на все 80%. Перед молодыми родителями, которые воспитывают своего первенца, предстает огромный мир книг по различным методикам, способах развития и воспитания малыша. Чтобы не потеряться в таком количестве теорий и советов, мы выбрали для вас топ-5 методик раннего развития.

 

Для чего нужны подобные методики?

 

Наверное, этот вопрос задают себе многие родители, ведь каждый хочет вырастить своего ребенка прежде всего умным, здоровым и счастливым. Именно для этого и предназначены различные методики раннего развития детей. Основой их является простой принцип: чем раньше начать работать с ребенком, тем легче ему будет в будущем познавать этот мир, учиться и развивать навыки и способности. Существуют специальные и очень эффективные методики раннего развития, которые успешно применяются для всестороннего развития ребенка. Давайте рассмотрим наиболее популярные и известные среди них!

 

Методика Марии Монтессори

 

Пожалуй, эта методика сегодня одна из самых популярных. Она направлена на саморазвитие деток в возрасте от 8 месяцев до 6 лет. Ее девиз — «Помоги мне это сделать самому». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальные условия для развития и показать, что можно в этих условиях делать.

Например, чтобы малыш развивал моторику, дайте ему миски с разными крупами. Он будет пересыпать их, разбрасывать, пробовать на вкус, возможно, уже через три минуты потеряет к ним всякий интерес, но все будет делать сам. Родитель не должен навязывать ребенку свой сценарий: переложи фасоль в белую миску, гречку — в красную, он только организовывает специальную среду для ребенка с помощью материалов, но ни в коем случае не вмешивается в творческий процесс.

Также очень важно, что в методике Монтессори нет места соревнованию. У каждого малыша свой темп развития, свои особенности, желания и возможности. И если он все еще не рисует цветок в три года, это не значит, что он отстал в развитии. Ребенок сам решает, что и как ему делать, а взрослый лишь помогает ему реализовать его желания.

Принципиальной идеей метода Монтессори является идея спонтанного, опосредованного обучения. Ребенок учится легко, не замечая, что учится!

Система Монтессори подходит всем детям, но не всем родителям. Если мама и папа не готовы расти вместе с ребенком как родители, не планируют отказываться от мысли «я главный, я знаю как лучше» и не понимают, что рядом с ними личность со своими потребностями, то эта методика не для них. Если же родитель готов осознать, что ребенок — это не его собственность, не его продолжение и не тот, кто должен расплачиваться за нереализованные родительские планы, то тогда система Монтессори станет для него прекрасным инструментом.

Когда начинать: заниматься по методики Монтессори можно с детками, начиная примерно с 8–10 месяцев.

 

Методика Никитиных

 

В основе системы Никитиных лежит свободное развитие ребенка в процессе игры, без уроков и специальных тренировок. Дети сами выбирают себе распорядок и занятия по душе. Важным условием успеха в применении игр Никитиных является непосредственное участие родителей в занятиях с детьми. В большинстве своем эти игры представлены в виде кубиков, таблиц и логических задачек, направленных на распознавание и достраивание образов, то есть на развитие творческого, логического и образного мышления.

Кроме того, дети — сами хозяева своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог.

Стоит отметить, что в методике Никитиных много внимания уделяется не только раннему интеллектуальному обучению, но и гармоничному физическому развитию ребенка. Закаливание с младенчества, упражнения на спортивных снарядах, сбалансированное питание — все это, по мнению Никитиных, помогает детям иметь отличное физическое и эмоциональное здоровье.

Также в любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывать свое мнение и не торопиться предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи — не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают их дети.

Когда начинать: заниматься по методике Никитиных можно с рождения, оптимально — с 1,5 лет.

 

Методика Николая Зайцева

 

«Не учиться, а играть» — так кратко можно охарактеризовать методику Николая Александровича Зайцева. Этот метод раннего развития основывается на наглядных пособиях — кубиках, карточках и таблицах Зайцева, также используются так называемые подпевки Зайцева — веселые песенки, слушая которые  малыши легко усваивают предлагаемый им материал.

Наибольшую известность получили «Кубики Зайцева». Эта игрушка развивает у маленьких деток слуховое внимание, учит классифицировать предметы по различным признакам, считать, читать, разбивать слова на слоги. Когда ребенок начинает говорить, он не произносит отдельно буквы, он говорит «ма,па,ба». На кубиках применен этот метод. Обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают.

Точно так же играючи малыши знакомятся и с математикой. Зайцев разработал специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия. Методика счёта, на основе таблиц Зайцева, предлагается детям с трёх лет. Четырехцветная лента с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов — кружочков и квадратиков. Даже трехлетние дети через весьма непродолжительное время способны находить на ленте любое загаданное число. Четные и нечетные различаются по цвету, каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.

Пособия Зайцева будут интересны и полезны всем детям. Занятия с «Кубиками Зайцева» основаны на игре и дети учатся, получая удовольствие от занятий.

Когда начинать: заниматься по методике Зайцева можно с 1,5-2х лет.


Методика Гленна Домана

 

В методике Глена Домана огромное значение придается раннему физическому развитию, ведь оно тесно связано с интеллектом ребенка и его способностями. Поэтому с самого рождения надо предоставлять ребенку свободу движений и закреплять его врожденные рефлексы (ползать, хватать, шагать, плавать).

Также Доман считает, что человеческий мозг — это самый совершенный компьютер, и он подчиняется той же закономерности: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. При этом если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны снабжать их точной, отчетливой и недвусмысленной информацией. Например, к вам подошел ребенок и спрашивает вас по поводу увиденной собаки, вы можете сказать ему:

1. Отстань,

2. Это «гав-гав»,

3. Это собака,

4. Это лабрадор,

5. Показать ему десять картинок с собаками,

6. Научить его устанавливать связь между фактами (показать ему десять карточек с собаками и сказать: «Взгляни, детка, все эти картинки изображают животных, называемых „собаками“: немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксер, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка»).

Методика Домана утверждает, что если вы предпочтете именно шестой вариант, то ребенок сможет сам сделать выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и так далее, но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста. Таким образом, за 30 секунд можно значительно ускорить развитие мозга ребенка.

В целом, главный вывод Домана — мозг ребенка необходимо заставлять трудиться. И чем интенсивнее нагрузка с самого раннего возраста, тем сильнее разовьется его интеллект.

Когда начинать: заниматься по методике Гленна Домана можно с рождения, оптимально — с 6 месяцев.

 

Методика Сесиль Лупан

 

Методику Сесиль Лупан нельзя назвать научной, скорее речь идет о естественном и разностороннем развитии детей, при котором учитывается их индивидуальность, интересы и наклонности. Девиз методики Лупан: «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который нужно зажечь».

Сесиль в основу своего учения положила методику Глена Домана, но отошла от его жестких принципов и творчески обработала и адаптировала эту методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность.

Большим плюсом этой методики, является то, что никаких специальных пособий не требуется, используется то, что оказывается под рукой. Основная идея метода Сесиль заключается в том, что дети требуют внимания-интереса, который им могут дать только родители. Нужно не «обучать» детей по строгому графику (как это принято у Домана), а развивать врождённые «склонности» малышей, улавливать то, чем на данный момент интересуется ребенок и, соответственно, на пике этого интереса проводить развивающие занятия именно по данной теме (как это принято у Монтессори).

И опять же не загружать мозг детей информацией, как советует Доман, а учить его эту информацию обрабатывать и обобщать. То есть не просто говорить ребенку, что это морковь, это свёкла, это картофель, а ненавязчиво в занимательной форме рассказывать и обыгрывать, как выращивать эти овощи, что из них можно делать.

И конечно, в погоне за развитием интеллекта не стоит забывать о чувствах ребенка. Нужно дарить ему любовь, поцелуи и объятия. Дети, уверенные в любви родителей и получившие положительное представление о себе, быстрее развиваются, с удовольствием стремятся узнать больше, с интересом воспринимают окружающий мир и прекрасно адаптируются к любой возрастной и социальной группе.

Когда начинать: можно с рождения, оптимально — с 6 месяцев.

 

Рассмотрев, самые популярные методики развития, хочется сделать вывод, что молодым родителям нужно подбирать методы развития, согласно индивидуальным особенностям своего ребёнка. Нет, и не может быть способа, подходящего для абсолютно всех детей. Только сами родители смогут понять, что же больше подходит их чаду.

 

12 ноября 2015
2223
0

Расскажи подругам

Читайте также

Читай самое вкусное

Комментарии

Скажи, что ты думаешь

Сейчас обсуждают

Давайте дружить