Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
Мода на века

Мода на века

Увлечения

Художник-модельер с 30-летним стажем

Фотографии Георгия Шишкина, из архива Натальи Сергиенко

«Дизайнеры без образования в мире моды существуют недолго. Это профессия, где нужно иметь творческий потенциал, быть художником, многое знать и, конечно, уметь работать руками», — говорит художник-модельер, член Союза дизайнеров России Наталья Сергиенко. Придя в модную индустрию ещё в советские годы, она осталась в ней навсегда — романтика профессии пронизала Наталью насквозь. О работе в кемеровском Доме моделей и моде в СССР и в современных реалиях Наталья поведала женскому журналу «Птица».

 

«Мне всё давалось легко»

 

Я закончила обычную школу и художественную одновременно. Мечтала поступить в институт на художника-монументалиста, все экзамены сдала замечательно, но за последний, сочинение, схлопотала «пару», хотя проходные баллы набрала. Оказалось, что нужно было продвинуть некоего человека на этот факультет. Для меня, 17-летней девчонки, это был настоящий стресс! Как так? В мире существует несправедливость?! После этого случая мой родной белёсый цвет волос потемнел, но, возможно, это совпадение. Небольшой такой урок жизнь преподнесла.

Тогда-то и началась взрослая жизнь — я пошла работать на швейную фабрику, она была ближе всего к дому. Честно призналась, что собираюсь через год снова поступать учиться. Руководители были не довольны, но предложили мне освоить подшивочную швейную спецмашинку, которая шьёт так, что с внешней стороны не видно шва. Эта машинка сложна тем, что привычная вертикальная игла заменена на овальную, к этому надо приспособиться. А мне какая разница, как игла ходит! Быстро и легко освоив оборудование, стала показывать хорошие результаты.

Тогда меня отправили участвовать в конкурсе швей спецмашинисток, который проходил в Ростове-на-Дону. На удачу он был впервые в истории в конкурсах швейной промышленности. В итоге я заняла третье место и стала лучшей швеёй-спецмашинисткой России. А ведь мне только-только исполнилось 18 лет. Я этим горжусь!

А затем поступила в техникум лёгкой промышленности в Новосибирске. После обучения по распределению попала в кемеровский Дом моделей. Три года я работала в чудесном коллективе, при прекрасном, сильном художественном руководителе Инессе Айдархановой. Именно она предложила мне подготовиться и попытаться поступить в Московский текстильный институт. Это был лучший институт, факультет прикладного искусства создан для приобретения профессии и опыта. «Надо ли мне это сейчас?» — думала я, ведь и без того всё было здорово: перспективы, сложные задания, интересная работа, обожаемый коллектив! Авторитет Инессы безупречен, её высокая оценка меня как художника была очень приятна, к рекомендации я прислушалась. Учиться в этом институте — мечта всех желающих приобрести профессию художника-модельера.

 

Мировое обучение

 

Сложно было принять решение в первую очередь потому что нужно было отказаться от финансовой самостоятельности, ежемесячных зарплат и перейти на маленькую стипендию на целых пять лет. На факультете был большой конкурс, многие абитуриенты поступали из года в год. Я была не уверена в том, что у меня получится. Но возникли азарт и желание учиться именно там, а усиленная подготовка, видимо, неплохой творческий потенциал и доля везения — и вот я студентка, с первой же попытки! Это был настоящий подарок жизни — в то время я достаточно легко добивалась желаемых результатов, удача была наградой за труд и желание развиваться. В Доме моделей все радовались успеху.

Профессия дизайнера идеализирована, кажется романтичной, лёгкой — будто вот сейчас сделаешь эскиз, все будут в восторге аплодировать, ты сразу звезда и почитаешь на лаврах. На самом деле она невероятно сложна — нужно много работать, много знать, учиться ежедневно, профессионально изобретать, обновляться, вдохновляться, быть интересным, рисковать, чтобы не подвести работников, которые поверили тебе, одобрили идею, начали работу над моделью, а продажа принесла прибыль предприятию. Работа не от случая к случаю, а ежедневная. Художник-модельер, а сейчас она называется дизайнер одежды, профессия по призванию, она не даёт шанса тормозить на месте.

Обучаться на факультете прикладного искусства в Московском институте лёгкой промышленности было невероятно интересно, преподаватели были высококлассные, творческие, лёгкие, демократичные. Мы их обожали! На первых курсах выезжали на интересные пленэры, практики. Добрались до Соловецких островов, тогда были белые ночи, и мы сутками работали над пейзажами. Обучение композиции развивало умение видеть прекрасное в мелочах, искать новые образы, фантазировать.

После третьего курса меня направили в калининский Дом моделей, после четвёртого — в Дом моделей в Ростов-на-Дону. Диплом я делала в рижском Доме моделей, где мне любезно предоставили рабочее место. Это время для меня было очень ярким, интересным — я познакомилась с культурой Латвии, со стилем одежды. Разработала модель демисезонного пальто, сделала конструкцию, продумала технологию и сшила всё сама. На Большом Совете модель получила отличную оценку. В дальнейшем рижский Дом моделей выпускал моё пальто малыми партиями и продавал в своём фирменном магазине. Для меня это была путёвка в жизнь!

Обучение в институте было уникальным — мы создавали необычные вещи, общались с коллегами по цеху. Например, однажды устроили телемост с Лос-Анджелесом для обмена опытом и знакомства с другой культурой. Мои модели вместе с разработками других студентов участвовали в международных выставках в Пловдиве, Брно. Подобного не было нигде.

Мои однокурсники сейчас разбросаны по всему миру. Только я после пяти лет учёбы оказалась так далеко, в Сибири, решила вернуться в кемеровский Дом моделей и нисколько не пожалела об этом, хотя были и другие роскошные предложения. Уже через полгода стала главным художественным руководителем Дома моделей, который входил в семёрку лучших домов моделей страны. У нас работали 12 художников-модельеров, более 20 конструкторов, технологи, большой коллектив других профессионалов. Все мы были как родственники, родные и близкие. Дом моделей представлял собой два цеха: экспериментальный находился на Искитимском мосту, а модельно-конструкторский — на улице Николая Островского.

 

«Признания вскружили голову!»

 

Кемеровский Дом моделей входил в состав Кузбасслегпрома. Мы разрабатывали модели одежды для фабрик области и всех желающих страны, внедряли их в производство в экспериментальном цехе, делали авторские надзоры, чтобы фабрики не сильно меняли внешний вид и качество моделей. Это была огромнейшая проблема: на фабриках не было современного оборудования, наблюдался дефицит интересных тканей и фурнитуры, цветовых решений. ГОСТы и ОСТы были преградой для полёта фантазии художника — что делать, такова была реальность! С этими задачами мы справлялись, шли на компромисс, ведь это часть профессии — творить, решать сложные задачи, чтобы клиент в итоге купил качественный и красивый товар.

Быть уверенным в том, что делаешь, уметь отстоять свою точку зрения, видение — ещё одна из составляющих профессии. Да, были моменты, когда на очередном Большом Совете члену обкома или представителю торговли что-то не нравилось: «И вы хотите сказать, что это красиво?». Приходилось доказывать, что это современное направление моды, что эту модель будут покупать.

Выезжали со своими коллекциями по стране, в Москву, за рубеж. Ритм жизни был столичным! Всё так закрутилось — командировки, работа над новыми моделями, бесконечные эскизы. Внимание прессы было приковано к нам: мы участвовали в записи телепередач, где знакомили зрителей в новыми модными разработками и направлениями.

Художник-модельер — профессия, в которой есть яркие проявления кропотливых, порой монотонных, но интересных рабочих будней. Горожане любили нашу продукцию, выстраивались в очередь в наш магазин. Всегда приятно было видеть свои модели на людях, улица была одета в твои идеи. Увидев их на прохожих, мысленно здоровалась.

 

Рухнувший в одночасье мир

 

Но потом все изменилось — я попала в автокатастрофу, долгие годы проходила реабилитацию. Сменилась власть, закрылся Дом моделей, лёгкая промышленность почти перестала существовать. Очень хотелось бы возродить Дома моделей в России — с грамотными специалистами, создавать то, что интересно покупателю.

Но однажды маховик снова завёлся — стала преодолевать синдром Мюнхгаузена, вытаскивала себя из небытия, развивала силу воли, меня окружили настоящие друзья, возникло желание жить и создавать. Творчество лечит и не оставляет — это образ жизни!

Хочется многое делать: создавать модели, писать картины, сделать мозаику, придумывать новые элементы, коллекции, показывать их публике, узнавать новое и знакомиться с интересными людьми. Планов куча! Как член Союза дизайнеров России, выступаю с коллекциями в конкурсах регионального и международного уровней. Кроме того, работаю в различных учебных заведениях, учу поколение next творчеству, изобразительному искусству, дизайну одежды.

 

 

Наука и искусство

 

Мода — увлекательная игра, где творческая мысль развивается, создаёт образы, идеи, стили. На самом деле что такое одежда? Это полочка, спинка, рукава, воротник, боковые швы, например... А какое разнообразие в стиле эпох — время диктует свои законы, пропорции, цвет, форму. Простая аналогия — в музыке ведь всего семь нот, а существует огромное количество направлений, звучаний и жанров. В одежде то же самое, в итоге мы ходим все такие разные, индивидуальности, благодаря круглосуточной работе дизайнеров.

Задача любого дизайнера — сделать не только красиво, но и удобно. Как говорила Коко Шанель: «Юбка сделана для того, чтобы закидывать ногу на ногу, а рукав — чтобы скрестить руки на груди». Так что дизайн можно назвать синтезом науки и искусства.

В работе меня вдохновляет абсолютно всё, ведь мода — это отражение окружающего мира, она находится в полной взаимосвязи с тем, что происходит в мире. Вдохновиться могу от цветка, пуговицы обычной, песни, архитектуры, чьей-то улыбки. Например, когда я увидела Горную Шорию, настолько потрясли меня виды снежных елей, что потом создала коллекцию для горнолыжников.

Если творчество художника вызывает эмоции, лучше, конечно, положительные, значит он не зря трудится, и это большой комплимент!

Как писал женский журнал «Птица», Наталья Сергиенко недавно выставила коллекцию «Сибирский калейдоскоп» в кемеровском Доме художников, которая завоевала Гран-при на международном конкурсе «Сибирский кутюрье» в Новосибирске. Кроме того, за плечами дизайнера множество наград и признаний в модной индустрии, в том числе за этническую коллекцию «Кочевники во времени» Наталья удостоена Большой золотой медали в международном конкурсе Fresh Art Siberia.

 

08 июля 2016
1316
0

Расскажи подругам

Читайте также

Читай самое вкусное

Комментарии

Скажи, что ты думаешь

Сейчас обсуждают

Давайте дружить