Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
Там, где рождаются куклы

Там, где рождаются куклы

Увлечения

Секреты мастеров кукольного театра

Фотографии Александра Патрина

Мы отправились в закулисье Кемеровского театра имени Аркадия Гайдара, чтобы узнать, как проходят рабочие будни представителей одной из самых редких профессий. Тишина, бесконечные ряды стеллажей, на которых терпеливо дожидаются своего часа коробки с отрезами тканей, кружева и меха — так выглядит производственная мастерская театра кукол.

Творения этих людей блистают на сцене, а зритель даже не догадывается, чьими руками создаётся спектакль. Именно здесь из шуршания ткани, запаха клея и уверенных движений бутафоров рождаются будущие актёры, которые наравне с людьми помогают воплощать сказки в реальность.

Кукол создают четыре мастерицы. Две из них — швеи, ещё две — художники-бутафоры. А помогает им художник-конструктор, который изготавливает каркасы кукол и декорации. Весёлый мышонок, ледяной принц, Емеля, княжна, царь и тысячи других персонажей появились на свет благодаря их умелым рукам и творческому взгляду.

 

По зову души

 

В Кемерове нет специализированного вуза, в котором готовят мастеров-кукольников. А потому в театр попадают люди самых разных профессий — не по диплому, а по зову души. Елена Михайловна Опарина, заведующая производственными мастерскими — по образованию технолог швейного производства. Долгое время она работала по специальности, а 16 лет назад случайно попала в театр кукол и влюбилась в эту профессию.

— Меня позвали, я решила попробовать да так и осталась. Работа творческая, интересная, коллектив сплочённый, — рассказывает Елена Опарина.

 

 

Нам сколько не дай времени — всё мало

 

Сплочённость в этой профессии не менее важна, чем мастерство. Ведь порой спектакли приходится готовить за один-два месяца, а в них может быть задействовано до нескольких десятков кукол. Здесь не существует слов «не могу» и «не успею» — успевают все, ведь от этого зависит работа целого театра. А потому бутафоры часто коротают вечера и выходные за работой над куклами.

— Нам сколько ни дай времени — всё мало, ведь каждый стежочек надо руками сделать, свою работу можно бесконечно до совершенства доводить. Так и доделывает что-то постоянно до самой премьеры, — смеётся Елена Опарина.

 

В кемеровском театре часто работают приглашённые специалисты, например, из Москвы и Санкт-Петербурга. Все начинается с эскиза. Режиссёр обычно работает в команде со своим художником, вместе они готовят образы, наброски, а позднее и рабочий чертёж кукол в натуральную величину.

 

 

Каждая кукла — это настоящее произведение искусства. В зависимости от задач, поставленных режиссёром, она может быть перчаточной, гапитно-тростевой или марионеткой. Они  должны уметь моргать и раскрывать рот и при этом идеально подходить актёрам, которые с ними работают. Например, если у артиста небольшая ладонь, ему будет крайне сложно работать с объёмной куклой, в которой предусмотрена большая внутренняя полость для руки.

Некоторых кукол приходится переделывать по несколько раз, пока результат не устроит режиссёра и артистов. Для создания маленьких актёров используются ткань, папье-маше, дерево, металл. В современных реалиях к традиционным материалам добавляются и искуственные, например, пластик и полипропилен.

 — Если кто-то видит что-то подходящее, сразу берём: и трубы в магазине сантехники, и уплотнитель в строительных материалах и даже в товарах для садоводов можно найти нужные вещи. Что-то приносим из дома. Ненужные, на первый взгляд, вещи здесь обретает вторую жизнь, становясь частью куклы или декораций, — раскрывает секреты заведующая производственными мастерскими.

 

 

Из этих разнородных элементов, словно из кусочов мозаики складывается магия, которая заставляет зрителей верить, что куклы живые. Раскроем ещё одну маленькую тайну. Вот этот персонаж родился из садовых перчаток и вспененного полипропилена, перекочевавшего в театр прямо с полки строительного магазина. Но это было давно. А теперь перед нами огромный рыжий кот, готовый охотиться на мышонка, заставляя маленьких зрителей переживать за судьбу главного героя.

 

 

К каждому спектаклю изготавливаются новые куклы. Игрушечным актёрам предстоит блистать на сцене всего один или несколько сезонов, а затем они отправляются на покой в хранилище театра. Иногда старые спектакли возвращаются в репертуар. Тогда кукол достают, чистят, обновляют, и они вновь приглашают на сцену. Но это бывает крайне редко, срок жизни куклы недолог. Однако именно ради этих коротких, но ярких мгновений на сцене работает дружная команда мастеров кукольного театра. Ради слёз и улыбок, глубоких мыслей и первых уроков, которые зрители уносят с собой после каждого спектакля.

 

Читайте также:

Стринг-арт или красивый хаос

Я черпаю силы из сказок

 

 

18 июня 2018
428
0

Расскажи подругам

Читайте также

Читай самое вкусное

Комментарии

Скажи, что ты думаешь

Сейчас обсуждают

Давайте дружить