Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
Глиняное тесто Анны Ударцевой

Глиняное тесто Анны Ударцевой

Увлечения

О гончарном круге, любви к керамике и птицам

Фотографии Татьяны Кумыковой

Больше полугода назад у кемеровчан появилась уникальная возможность попробовать свои силы в лепке на гончарном круге. Ведёт занятия увлечённая Анна Ударцева. Она посвятила керамике 15 лет.

Поработав долгое время в одной из творческих студий Санкт-Петербурга, набравшись опыта, Анна в сентябре прошлого года вернулась в Кемерово и открыла свою гончарную мастерскую «Волшебный круг». И, надо сказать, с того момента под её чутким руководством горожане слепили больше 200 глиняных горшочков.

— После школы я выбрала для себя кемеровское художественное училище, — рассказывает Анна пред началом очередного мастер-класса в антикафе «Кот да Винчи». — Увидела тогда работы керамистов-третьекурсников, и меня они пленили. Я поняла, что люди всегда будут неравнодушны к керамике, да и умение делать посуду мне в жизни очень даже пригодится.

— А не испугало то, что это направление не развито в Кемерове?

— Соглашусь с тем, что керамика не развита у нас в городе так, как хотелось бы. Слышала о том, что есть гончарный круг в Томской Писанице, но не знаю, работает ли кто-нибудь на нём. В Москве и Санкт-Петербурге, например, керамика — распространенное хобби. Там существует множество студий, у нас же всё ещё в зачатках. Мне бы хотелось сделать вклад в развитие этого очень интересного направления в Кемерове.

— А сколько требуется времени для того, чтобы стать гончаром?

— Гончарный круг можно сравнить с музыкальным инструментом. Чтобы мало-мальски научиться играть на гитаре, нужен хотя бы час ежедневной тренировки. И простейшие навыки должны уложиться не только в голове, но и в руках. Память мышц очень важна в гончарном искусстве. Главное — вначале преодолеть всё, что не получается.

— А как же обещания мастер-класса о том, что в результате у каждого получится свой индивидуальный горшок?

— Сказать, что вы самостоятельно слепите горшок — нечестно, потому что мы лепим в четыре руки. Конечно же, участники получают весь спектр тактильных ощущений от работы с глиной, но навыков лепки у них, конечно же, так сразу не будет.

— Сколько было лет самому молодому участнику мастер-класса?

— Четыре года. Конечно, было не так-то просто. Важно, чтобы ребенку было интересно. И, несомненно, ему нужно объяснять, что сейчас происходит на гончарном круге. Помимо детей приходят и взрослые люди, семейные пары. А мамы, которые пришли ради того, чтобы ребёнок слепил горшок, тоже не остаются без дела и сами лепят своё изделие следом за ребенком.

— А глину специально где-то заказываешь?

— Летом сама набираю из земли, размачиваю, процеживаю от песка и камня, разливаю в гипсовые формы и сушу до состояния мягкого глиняного теста. Глины приходится заготавливать много. Иногда по 15-20 килограммов. Как появляется возможность, заказываю её мешками по 30 килограммов. Хранится она в закрытых ёмкостях — пластиковых герметичных контейнерах или в целлофановых пакетах, чтобы не высохла.

— Чем, помимо лепки горшков, занимается твоя студия?

— У нас есть два мастер-класса — гончарная и ручная лепка. На гончарном круге лепятся предметы симметричных форм — всё, что связано именно с посудой. На ручной лепке вы можете заниматься практически всем, чем захотите: это и лепка полых форм, декоративных элементов, панно, украшений, лепка птиц. Интересна лепка из пластов по различным формам — своеобразное керамическое оригами. Совсем простой покажется одна из самых старых — жгутиковая техника, благодаря которой даже без особых навыков гончарства можно слепить сосуд своими руками.

  

 

Жгутиковая техника — процесс создания сосудов из жгутиков — скрученных из глины кусочков. «Жгутик» делается следующим способом: сначала из комочка глины создается шар, потом раскатывается ладонью, как бы предавая ему форму червяка. Толщина выбирается произвольно, кому как больше нравится и кто какой сосуд в итоге хочет получить. Толщина такого жгута отражается на толщине изделия. После создания жгутиков, необходимо их «накручивать» на воображаемую модель: т.е. представить себе форму желаемого изделия, его размер и формировать, выкладывая слой за слоем по спирали.

 

— Анна, расскажи подробнее о птицах из глины?

— У меня разработано несколько мастер-классов по лепке птиц: птиц-шкатулок, птиц-салфетниц, солонок, арома-ламп, просто птиц. Птица — это один из древнейших мифологических символов. Это всевозможные обереги, символ солнца. С птицами приходит весна. Журавль, ласточка и жаворонок — вестники весны. Селезень — жених, лебёдушка — невеста. Почему делают свистульки из глины в виде птиц? Потому что они пародируют птичьи голоса, которые отгоняют злых духов. В керамике делали ковши в виде птиц. Мои птицы более современны — я делаю подсвечники в виде птиц. Свеча, огонь — это всегда привлекательно и декоративно, а главное — уместно в любой день. На занятиях каждый может попробовать слепить свою птицу.

— А есть какая-нибудь особенная вещь, которую ещё не слепила?

— Садясь лепить что-то ты всегда ставишь перед собой конкретную цель. Ведь каждая вещь, которую делаешь в первый раз, особенна и уникальна.

— Анна, ты всю жизнь занимаешься керамикой, не возникало желания посетить страну-родоначальницу этого искусства?

— Безусловно, есть и было! Я была бы счастлива попасть в Италии в мастерскую керамиста, занимающегося майоликой. Именно там родилось это особенное направление в керамике. В этой технике получаются очень красивые и нарядные предметы. Берётся красная глина, покрывается белой эмалью и расписывается разными красками.

На родине фарфора — в Китае — хотелось бы посмотреть, как работают китайские мастера, но не на фабрике или заводе, а именно там, где делают эксклюзивные вещи. Помимо заграницы было бы интересным познакомиться и с русскими промысловыми направлениями, такими как гжель.

— У тебя, наверное, вся кухня заставлена собственноручно слепленной посудой?

— Нет, всё не так, как хотелось бы. Как говорится — «сапожник без сапог» (улыбается). Из посуды я лепила кувшин для молока и чашечки. Также была разработка целого сервиза, из которого я делала только один предмет в рамках экзаменационной работы на четвёртом или пятом курсе — фарфоровый сливочник. Так что дома предметов, мною слепленных, по пальцам перечесть. Зато у меня никогда не возникает проблем с выбором подарка, ведь самый лучший подарок — созданный своими руками.

После нашей беседы и я решила слепить свой собственный горшок. Анна выдала мне защитный фартук, закатала рукава у кофты, и мы начали творить. Она размяла глину, протёрла гончарный круг. А дальше мы начали лепить. И это правда было волшебно. Когда из простого бесформенного куска появляются очертания будущего предмета. «Теперь палец на себя и вниз! Соблюдаем симметрию! Руки должны быть зафиксированы» — так, под руководством мастера, через 15 минут сосуд был готов! В это день за гончарный круг садились шесть человек, и у каждого изделие получилось уникальным: кружка, горшок для цветов и даже кубок.

Первые дни глина сушится антикафе, после чего Анна забирает горшки для обжига — печь находится в другой части города. Затем изделия привозят обратно, чтобы авторы могли забрать свои творения.

Мастер-классы по керамике проходят по вторникам, четвергам и субботам в антикафе «Кот да Винчи».

Открытая группа студии керамики «Волшебный круг».

27 февраля 2014
5069
1

Расскажи подругам

Читайте также

Читай самое вкусное

Комментарии

No Avatar
Вау, всегда бы хотела попробовать себя в роли гончара! Птица-женский журнал, вы не перестаете удивлять! Побольше таких статей о талантливых,увлеченных людях и их шедеврах!)))

Скажи, что ты думаешь

Сейчас обсуждают

Давайте дружить