Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
Детство в планшете

Детство в планшете

Психология

Нужны ли малышу гаджеты?

Фотографии Максима Федичкина, Google Images

Нужно ли давать гаджеты малышам? Одни уверяют, что приложения в смартфонах и планшетах помогают интеллектуальному развитию ребёнка, дают возможность маме отдохнуть и позволяют чаду идти в ногу со временем. Другие, напротив, считают, что гаджеты портят здоровье детей и тормозят их интеллектуальное развитие. Помочь разобраться в этом вопросе мы попросили детского психолога Галину Каретину-Билетину.

 

 

Галина Каретина-Билетина,

детский психолог

Кемеровского областного клинического

перинатального центра имени Л. А. Решетовой

 

 

Развивает мама, а не экран


Сегодня нередко можно увидеть телефон в руках двухлетнего ребёнка. Многие родители гордятся тем, что их чадо в этом возрасте само умеет включать мультфильмы, загружает программы и выполняет задания. По мнению некоторых, это говорит о высоком умственном развитии малыша. Но развиваются ли дети благодаря гаджетам на самом деле? Психолог Галина Каретина-Билетина уверена, что нет. С точки зрения развития интеллекта и мышления гаджеты для детей раннего возраста бесполезны.

У детей есть короткий промежуток времени в развитии, когда им нужно усвоить огромное количество информации о мире. И ведущей системой передачи информации для ребёнка до трёх лет является мама, а не какой-то гаджет. Это заложено в потребностях человека. При общении с мамой ребёнок включён в диалог, а в приложении есть только монолог, у детей нет потребности во взаимодействии, и тогда у нас появляется развитие роботизированного сознания, — рассказывает Галина Николаевна.

Более того, предмет нужно потрогать или даже попробовать на вкус, чтобы понять, какой он: мягкий, квадратный или, например, колючий. А развивающее видео просто загружает информацию без осмысления и практики.

 

 

Нет места творчеству

 

Никакие виртуальные игры и специальные компьютерные программы не смогут заменить копание в песке, лепку из пластилина, рисование пальчиками. Творческое, аналитическое мышление развивается только в работе руками. В виртуальном же пространстве нет места творчеству: детям не нужно ничего придумывать — всё уже сделано за них.

Действия в любых игровых форматах вполне конкретны и очень просты: идти по стрелке, нажать на кнопку, получить награду или бонусы и дальше пройти по стрелке. Что гаджет формирует в ребёнке? Он формирует достаточно узкое, не творческое, роботизированное мышление, потому что не нужно думать, не нужно предполагать, — считает детский психолог.

 

Техника и здоровье

 

Всем известный факт — дети, проводящие много времени за телевизором или компьютерными играми, меньше двигаются, а это негативно сказывается на состоянии их здоровья. Пристрастие к планшету может вести к ожирению, ухудшению осанки и сна, раздражительности, психическим отклонениям. А для малышей статичное времяпрепровождение вообще может грозить задержкой физического и умственного развития.

Кроме того, гаджеты — это большая нагрузка для глаз. По рекомендациям офтальмологов, детям до двух лет контакт с планшетами и компьютерами противопоказан, дошкольникам стоит ограничить время электронных игр одним часом, младшим школьникам — парой часов. 

 

Есть ли польза?


При этом польза от компьютерных приложений всё же есть. К плюсам можно отнести развитие мелкой моторики, скорости реакции, концентрации внимания. Существует множество учебных программ, направленных на развитие именно этих качеств. И здесь опять же стоит иметь в виду возраст ребёнка. Сегодня существуют приложения, предназначенные для детей от 7 месяцев. Но, конечно, расчёты разработчиков не стоит воспринимать как прямое руководство к действию. 

Прежде чем начать знакомить ребёнка с техникой, надо решить, с какой целью мы это делаем. И мотивация «чтобы ребёнок оставил в покое» — в корне неправильная. 

В большей степени знакомство с гаджетами должно произойти перед школой. Во-первых, мы даём ребёнку телефон и учим необходимым навыкам ради безопасности, чтобы он мог звонить, был на связи. Во-вторых, есть программы, которые к школьному возрасту могут развивать математическое, проективно-пространственное мышление. Но речь идёт не о замене практики, а о дополнении: когда ребёнок уже получил определённые технические навыки можно подключить гаджет для дальнейшего развития интеллекта. Многие вещи передаются только от человека к человеку. Как, к примеру, из каких-то «железяк» собрать предмет, учитывая законы физики, химии, механики; почему надо сделать именно так, чтобы предмет не сломался и так далее - этому не может научить гаджет. Благодаря работе на практике ребёнок получает систему развития мышления, а не натаскивания, которая позволит ему в каких-то тяжёлых, тупиковых ситуациях включиться этому мышлению и найти выход, — считает психолог.

 

Планшет есть у всех

Часто родители покупают ребёнку планшет, не потому что хотят научить его чему-то, а только из-за того, что ребёнок выпросил гаджет. Сегодня для школьников это признак «крутости». И ярым противникам гаджетов всё же не стоит запрещать своим чадам пользоваться техникой, лучше просто переключить внимание на другие ценности.

Ребёнок хочет поиграть в игрушку, как у одноклассников? Давай попробуем вместе. И если это делать нейтрально: поиграть, а через 10 минут предложить провести время по-другому — погулять, поиграть в футбол или пойти «покопаться» в машине, то ребёнок выберет второе. Потому что рейтинг этих ценностей намного выше, нежели игра в компьютер, — говорит Галина Каретина-Билетина. 

Не стоит забывать и о том, что дети во многом копируют поведение родителей. И если мама с папой часами сидят с планшетами, сложно будет внушить ребёнку, что гаджеты вредны для здоровья и не приносят практически никакой пользы.

 

26 апреля 2018
985
0

Расскажи подругам

Читайте также

Читай самое вкусное

Комментарии

Скажи, что ты думаешь

Сейчас обсуждают

Давайте дружить