Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
Английский с пелёнок

Английский с пелёнок

Дети

Как младенцу выучить иностранный язык

Фотографии из архива автора

«Не лишайте ребенка детства!» — говорили они. «У ребёнка будет психологическая травма!  Он не сможет говорить по-русски! Вы просто испортите малышу жизнь! Всё равно ничего не выучит. Да и вообще, зачем ребёнку английский в России, мне он в жизни вообще не нужен!» — именно эти фразы чаще всего слышат родители, которые приняли решение обучать своего ребёнка иностранному языку с раннего детства. Однако семья Заключаевых не стала никого слушать и начала обучение. Их старшей дочке 2 года и 10 месяцев, и она говорит на двух языках, младшей — два месяца, и она слушает два языка.

О том, почему лучше начинать обучение иностранному языку в раннем возрасте и как это сделать максимально комфортно, рассказывает Мария Заключаева, мама двух дочек, директор Центра изучения английского языка «Friends», лингвист, преподаватель английского языка и переводчик.

Лет десять назад в нашей «глубинке» о раннем изучении иностранных языков вообще не говорили, единицы занимались дома с рождения. Но сейчас тенденция меняется, и многие осознают, что именно в раннем детстве язык можно выучить быстро и безболезненно. Это подтверждают и научные исследования, и мировой опыт.

Начнём, пожалуй, с того, что Россия — многонациональная страна, где в семьях иногда говорят и на двух, и на трёх языках. Помимо русского самыми распространёнными являются татарский, чеченский, башкирский, украинский языки, не говоря уже об огромном количестве наречий. Все дети, живущие в этих семьях, слышат несколько языков с рождения и развиваются ничуть не хуже остальных, а у людей вокруг не возникает мысль говорить о том, что у детей будет «испорчена жизнь».

Билингвизм с давних времён подробно изучался учёными. Показательны, на мой взгляд, исследования 2010 года, которые проводила Патриция Куль, сооснователь Института изучения мозга в Вашингтоне. Она говорит о лингвистической гениальности каждого младенца. Новорождённый малыш способен воспринимать и различать звуки всех языков мира вне зависимости от страны проживания и языка своих родителей. Эта потрясающая способность постепенно угасает к одному году, к этому времени мозг малышей перестраивается и готовится к изучению именно того родного языка/языков, на котором говорят с ним окружающие его люди. Чем старше ребёнок становится, тем менее восприимчив его мозг к естественному изучению языка. Самый продуктивный период — до 7 лет. Взрослые же люди при изучении иностранных языков могут надеяться только на свою память.

Исследования также показали, что для изучения малышом языка обязательно нужно живое общение. Прослушивание аудиофайлов и просмотр видео без участия человека не даст никакого результата. В верности этого утверждения я убедилась и на собственном ребёнке. Сначала мы просто слушали аудиосказки и песни, но результат появился только лишь, когда я сама стала разговаривать с ребёнком. На тот момент ей исполнился один годик.

Начинали мы с самых простых игр по 2–5 минут в день, постепенно увеличивая время общения на английском. В итоге дошли до того, что сейчас практически всегда говорим на английском языке.

Скажу сразу, для меня начинать говорить с ребёнком круглосуточно на английском было тяжело. Со своим подтверждённым международными сертификатами уровнем знаний языка мне всё равно пришлось изучать такую лексику, которую ранее я никогда не встречала (например, слюнявчик, подгузник). Чтобы донести до ребёнка название предметов правильно, мне не раз приходилось лезть в словари и на форумы для поиска подходящего эквивалента. Ребёнку также для гармоничного развития речи необходимо учить разного рода детские песенки, стишки, которые я искала на англоязычных сайтах, песенки, которые английские мамы поют своим детям. Всё это колоссальный труд!

Трудно было психологически. Поначалу было проблематично даже заставить себя говорить на английском со своим ребёнком, русским ребёнком! Постепенно я выдавливала из себя всё больше и больше фраз на английском. Сейчас борюсь с тем, чтобы вообще не говорить по-русски. Самое сложное для меня — не сорваться на родной язык в экстренных ситуациях, опасных для ребёнка, и в минуты гнева (такие у меня тоже иногда бывают).

Мне приходится постоянно бороться со стеснением говорить на английском языке в общественных местах, потому что это провоцирует множество вопросов, и если я не в настроении на них отвечать, то до сих пор периодически перехожу на русский язык. Это пресловутое «что скажут люди» тяжело выкинуть из головы.

Самая большая трудность, как оказалось, — это донести до семьи, как нужно общаться с ребёнком, почему не нужно вмешиваться в процесс обучения, если человек не знает языка на должном уровне. С этой трудностью я борюсь до сих пор! Слава богу, наш папа поддерживает меня в этом вопросе целиком и полностью, доверяет моему мнению, придерживается всех домашних правил, да и что говорить, сам подтянул свой английский и периодически поддерживает беседу с нами!

Пока Полина уверенно не стала говорить на двух языках пространно и много, бабушки сильно переживали:

— Да как же мы будем с ней общаться? Мы же английского не знаем!

— Скажи ей, чтобы она поняла!

Так как же учить с малышом иностранный язык? Точно так же, как родной, создавая искусственную билингвальную среду. Сделать это вполне возможно, даже не находясь за границей. Родителям важно определиться со стратегией поведения: когда начинать, кто будет говорить с ребёнком на иностранном языке, когда говорить.

Начинать лучше с рождения. Тогда иностранный язык можно давать в таком же объёме, как родной, просто постоянно говорить на иностранном языке всё то, что вы бы сказали малышу на русском. Важно также определить границы использования языков. Это может быть «один родитель — один язык» или «одна ситуация — один язык». Чаще всего случается так, что мама не может полностью отказаться от русского языка, обучая ребёнка английскому, потому что папа занят работой и не может в полной мере заниматься развитием речи ребёнка на русском языке. В таких случаях лучше использовать ситуативный подход: один язык в одной ситуации. Например, мы пошли завтракать. С момента захода на кухню и до выхода из неё я говорю только на английском: рассказываю, как готовлю ей кашу, режу фрукты и сыр, наливаю чай, желаю приятного аппетита, ворчу, чтобы не бросала еду на пол. В общем, говорю всё, что я бы сказала в этой ситуации по-русски.

Помимо общения вам понадобятся книги на иностранном языке, соответствующие возрасту вашего малыша. Важно подбирать книги, которые бы англоговорящие мамы купили своим детям: с потешками, колыбельными, народными сказками, красивыми иллюстрациями. Очень полезны будут первые книги малыша с картинками по темам (цвета, животные, фрукты). Мои любимые книги такого типа — это книги от издательства Usborne, заказываю их в разных интернет-магазинах.

С малышами до года полезно использовать движения, массажи, пальчиковые зарядки на иностранном языке, после года можно добавить песенки и игры с движениями.

Если вы разрешаете своему малышу смотреть видео, то лучше всего использовать именно каналы, передачи, мультфильмы для англоговорящих малышей. Например, если говорить про мультики, у Полины в фаворитах сейчас Peppa Pig и Ben and Holly’s Little Kingdom.

Большинство родителей боятся начинать заниматься английским в раннем возрасте, опасаясь того, что ребёнок начнет путать языки или заговорит позже своих сверстников, а кто-то уверен, что ребенок недостаточно умён для того, чтобы освоить два языка. На самом деле, поскольку мозг ребёнка запрограммирован на изучение абсолютно любого языка, возможно обучить его хоть семи языкам при правильном подходе. Наверное, многие знают про Беллу Девяткину. Это пример успешного освоения семи языков в русскоязычной семье. Лишь единицы знают, что это результат колоссального труда её родителей.

Смешение языков на раннем этапе изучения — вполне нормальный процесс. Двуязычные дети младшего возраста действительно часто мешают в одном предложении слова из разных языков, но надо понимать, что это временный и вполне естественный этап обучения. Главная цель для ребёнка — чтобы его поняли! Если сами родители / педагоги / люди, причастные к обучению ребенка, не смешивают языки в одном предложении, то никаких проблем в дальнейшем не будет. К слову сказать, моя старшая дочь практически никогда не путалась и чётко чувствовала, когда нужно перейти с русского на английский и назад.

Двуязычные дети могут начинать говорить чуть позже моноязычных, однако не существует никаких доказательств того, что способность говорить на нескольких языках приводит к более серьёзным последствиям. На самом деле «нормальное» речевое развитие для каждого ребенка своё, а возрастные границы очень относительны. Мой личный опыт показал отсутствие какой-либо задержки.

То, какими будут наши дети, процентов на 80 зависит от того, что мы, родители, в них вложим. Взвесив все «за» и «против», мы решили рискнуть выйти из своей зоны комфорта и дать ребёнку еще один язык, которым он сможет пользоваться всю свою жизнь. А вы?

 

06 декабря 2016
2127
14

Расскажи подругам

Читайте также

Читай самое вкусное

Комментарии

No Avatar
Ничего хорошего в раннем изучении иностранного языка нет. Дисграфия, глобальное чтение и логопедические проблемы всё что ждет Вашего ребёнка после таких экспериментов.
No Avatar

remesnik
Ничего хорошего в раннем изучении иностранного языка нет. Дисграфия, глобальное чтение и логопедические проблемы всё что ждет Вашего ребёнка после таких экспериментов.

чушь! На наших глазах в период СССР в семьях естественным происходило изучение двух и более языков, и это - более чем успешный пример. Намного хуже, когда детей  отягощают общением с гаджетами и телевизором. А уж настоящий диагноз, причём и мамашке, и ребёнку - инстамамы
No Avatar

Маша.м

remesnik
Ничего хорошего в раннем изучении иностранного языка нет. Дисграфия, глобальное чтение и логопедические проблемы всё что ждет Вашего ребёнка после таких экспериментов.

чушь! На наших глазах в период СССР в семьях естественным происходило изучение двух и более языков, и это - более чем успешный пример. Намного хуже, когда детей  отягощают общением с гаджетами и телевизором. А уж настоящий диагноз, причём и мамашке, и ребёнку - инстамамы


В этих семьях дисграфия, логопедические проблемы цвели бурным цветом.
No Avatar
Мой ребенок учился в центре изучения английского "Friends". Очень хороший центр, начал заниматься с 4-х лет, за два года обучения знал много слов, говорил целые предложения. Замечательные праздники и выпускные по окончании учебного года проводят. К сожалению, из-за занятости в другой секции, не попадаем сейчас под расписание центра, хоть у них много филиалов, но планируем все равно как-нибудь вклиниться. Приемлемая цена и качественное обучение гарантировано.
No Avatar

remesnik

Маша.м

remesnik
Ничего хорошего в раннем изучении иностранного языка нет. Дисграфия, глобальное чтение и логопедические проблемы всё что ждет Вашего ребёнка после таких экспериментов.

чушь! На наших глазах в период СССР в семьях естественным происходило изучение двух и более языков, и это - более чем успешный пример. Намного хуже, когда детей  отягощают общением с гаджетами и телевизором. А уж настоящий диагноз, причём и мамашке, и ребёнку - инстамамы


В этих семьях дисграфия, логопедические проблемы цвели бурным цветом.

очередная чушь)
Проблемы цвели не чаще, чем в семьях с одним языком.
Параллельное изучение языков столь же полезно для мозга, как и заучивание стихов, тем более в раннем возрасте, когда ребёнок впитывает, словно губка.
А во взрослом -  еще и профилактика расстройств личности в зрелом возрасте, спросите хоть у PurplА
No Avatar

remesnik

 
В этих семьях дисграфия, логопедические проблемы цвели бурным цветом.


В СССР было 15 республик. В 14-ти из них разговоривали на двух языках. Получается, почти у всех жителей СССР были проблемы с речью ?
No Avatar

_Passenger_

remesnik

 
В этих семьях дисграфия, логопедические проблемы цвели бурным цветом.


В СССР было 15 республик. В 14-ти из них разговоривали на двух языках. Получается, почти у всех жителей СССР были проблемы с речью ?

А что, нынешние укротюрки, узбеки, киргизы, таджики и пр. жители братских республик сегодня отличаются выдающимися научными достижениями? Ну ка покажите мне ученых, академиков, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО создали нечто гениальное.
Кроме прыганья в вышиванках да уборки улиц никаких достижений не замечено.
No Avatar
Маша.м вероятно не в курсе, что мозг ребенка (формирование полей и подполей головного мозга) происходит лет до 8-9, и только (ТОЛЬКО) после этого можно постепенно нагружать голову ребенка узкоспециализированными предметами.
Поэтому когда наблюдаешь как бестолковые родители заставляют своих чад в дошкольном возрасте пиликать на скрипке, учить иностранные языки, решать сложные математические задачи и т.п., пытаясь "взрастить" в своем ребенке гения - ничего кроме жалости к крохе это не вызывает. Ну не повезло ему с родителями.
В позднем СССР и новой России периодически возникали подобные темы, когда детей с измальства натаскивали на то, что им не свойственно. И клубы маленьких гениев были, и дети индиго так называемые, и еще много всякого. Ну и где теперь они все? Все эти дети? Кто по дуркам лежит, кто спился да просто помер. Это результат таких вот воспитателей.
No Avatar
Совершенно верно, я не владею подробно процессом формирования мозга человека. И против родительского увлечения выращивания из детей гениев. Но что касается языков, особенно одной языковой группы, особенно, когда это происходит естественным путём, в семье, например, или в среде носителей -  не соглашусь, это не отягощает.
Ваше презрение к гражданам стран бывшего СССР ничего, кроме брезгливого удивления не вызывает. Жаль
No Avatar

Маша.м
Совершенно верно, я не владею подробно процессом формирования мозга человека.

И очень зря. Прежде чем что то делать, надо прочесть "инструкцию".

Маша.м
И против родительского увлечения выращивания из детей гениев. Но что касается языков, особенно одной языковой группы, особенно, когда это происходит естественным путём, в семье, например, или в среде носителей -  не соглашусь, это не отягощает.

Двойственный подход запредельный просто. Ну т.е. учить арифметику с малюткой это вредно, а иностранные слова - нет?

Маша.м
Ваше презрение к гражданам стран бывшего СССР ничего, кроме брезгливого удивления не вызывает. Жаль

Позвольте, а какое же тут презрение? Это чистая констатация фактов. Население азиатских и южных республик (туркмения, киргизия, таджикистан, узбекистан) прозябает в нищете (именно население а не верховные правители) и массово мигрирует на заработки в Россию. Население балтийских республик (эстония, латвия, литва) массово бежит в европу. Про украину вообще упоминать не следует.
А если посмотреть что инновационного там создали местные умы - так ничего и не найдете. Потому что ничего не изобрели и не внедрили в жизнь.
И никакого презрения ни к кому у меня нет. Есть голые факты. И все же ознакомьтесь с работами уважаемых "мозговедов", но не бездарей из сша, которые на грантах сидят и через это каждый год новые небылицы рассказывают, лишь бы спонсировали, а почитайте работы русских профессоров. Тех же новосибирцев.
No Avatar
Пристыдил. Надеюсь, под "мозговедами" не психологи понимаются? Накидайте список литературы, мне недостаточно снисходительного кивка в сторону неких новосибирцев.
 
Что же до констатации фактов - кто: выходцы из братских республик или  представители титульной нации, которые одной рукой инновации без устали создают, а другой - лосьоном для ванн закидываются, недавно  новостями порадовали?
No Avatar
https://www.youtube.com/watch?v=5VdRDfJXdv4 Советую посмотреть. Реальный опыт по воспитанию двуязычных детей. Корейский+Русский.
No Avatar
Ну вот же, я и с детьми видео посмотрела. Никаких отличий от детей с одним языком
макс-дорожник
Я с 6 класса пошёл на углубленное изучение английского в своей школе, была тяга и способности, к 8 классу знал всю школьную программу на зубок. А потом так получилось, что мы переехали и всё это дело я забросил. Правда, тех полученных знаний хватило, чтобы в новой школе не посещать занятия по инязу, в технаре быть "впереди планеты всей" и переобучить своего друга, учившего в школе французский... Но к занятиям по английскому больше не прибегал. И дочку свою насиловать иностранными языками не буду...

Скажи, что ты думаешь

Сейчас обсуждают

Давайте дружить