Вход
«Не важно, где снимать»

«Не важно, где снимать»

Истории

О детском кино и Андрее Панине

 

Кузбасский фильм «Смена» получил награду в Каннах. Картина удостоилась медали и диплома лауреата первой степени в номинации «Полнометражное детское кино» фестиваля Cannes International Children’s Film and Tv-Festival «Limon Films Festival de Cannes 2018». Режиссёр и сценарист «Смены» Ольга Кузнецова рассказала «Птице» о том, как работать наперекор скептикам и снимать полный метр в Кемеровской области.

 

Доброе и хорошее, но без денег

 

В центре событий фильма «Смена» — детский спортивный лагерь в кедровом бору. Заповедная территория становится лакомым куском для местного бизнесмена. Он хочет получить землю и уже договорился с муниципалитетом, чтобы построить на ней загородный клуб. Но дело в том, что в лагере проводит лето Дима — его сын. Отец об этом не догадывается: родители мальчика в разводе, ребёнка туда отправила мама.

Дима одним из первых узнаёт о закрытии лагеря и делится новостью со своими товарищами, которые совершенно не хотят отдавать место, в которое приезжают не первый год. Бороться за справедливость детям помогают взрослые — вожатые и известный спортсмен (в его роли выступил олимпийский призёр Александр Бессмертных). Мы не боялись, что история покажется кому-то шаблонной. Основной задачей стало не сделать то, что другие в Кузбассе никогда не делали, а объединить общей идеей множество людей — актёров, спортсменов, предпринимателей, родителей и, конечно, детей.

 

 

 

Ольга Кузнецова (Коваленко) — журналист, автор, режиссёр и сценарист документального кино («Рыжий клоун», «Кузнецкий рубеж») и детского полнометражного фильма «Смена».
 
 

Фильм снимался в рамках проекта Надежды Тихоновой и Мананы Чачибая «Мастерская счастья». В течение года преподаватели актёрского мастерства, психологи, педагоги работали над тем, чтобы дети превратились в улучшенную версию самих себя. И, действительно, внутренне они стали абсолютно другими людьми.

«Смена» — финальная точка проекта, награда для детей. Работать с ними — всегда интересно и необычно. Ты можешь не ожидать от них чего-то или ожидать противоположного, а они тебя удивят! Например, мы изначально беспокоились за поведение одного из ребят на съёмках, а зря. Ребёнок вёл себя идеально, знал все реплики. Даже взрослые могли позволить себе расслабиться, в то время как он был предельно сконцентрирован. И если другие дети начинали говорить: «Уже пятый дубль, что же это такое?!». Он спокойно отвечал: «Это кино, здесь так надо!».

На съёмочной площадке случались разные казусы. Например, когда в санатории «Кедровый бор» снимали сцену с игрой на гитаре у костра. Точнее, мы не просто снимали, а переснимали сцену во второй раз. И тут понимаем в какой-то момент — лопнули струны. Темно. Практически ночь. В третий раз уезжать за 30 километров от города и переснимать мы не готовы. Идём в санаторий на поиски гитары. Самое интересное — она нашлась! 

Почему выиграли фестиваль? Когда объединяются люди, которые хотят сделать что-то доброе и хорошее — всё получается. Будем честны, детских фильмов и передач в российских медиа мало. Непонятно, откуда брать деньги и как картине себя окупать. Наш фильм — проект некоммерческий, но в помощи ему ни разу не отказывали.

Когда мы с Надей пришли к заслуженному артисту России Юрию Темирбаеву (мне виделось, что он — идеальный директор лагеря) и пригласили сняться в «Смене», он сначала принял нас за студенток, которым надо снять дипломный фильм. Однако, узнав цель, актёр согласился и попросил прислать сценарий. То же самое было с кузбасскими актёрами Анастасией Петровой и Михаилом Быковым. Оба согласились. По дружбе.

Кроме того, у нас играли непрофессиональные актёры, которых мы отбирали по типажам. Главного героя и его корыстного (исключительно по сюжету!) папу играют отец и сын. Мы просто увидели Дениса, который привёз сына Диму на одну из съёмок, и решили, что роль отдаём ему. После премьеры спрашивали: «А Пронин в каком театре играет?». Да ни в каком! В жизни он предприниматель, когда-то мечтавший стать артистом.

Для меня важно знать мнение семьи. Морально и с написанием сценария помогал муж, которого я попросила сыграть в эпизоде «Смены». Когда фильм вышел, он сказал: «Ты знаешь, я неожиданно пожалел, что меня нет в титрах». До сих пор приятно.

 

«Рыжий клоун» и разрыв шаблонов

 

Чтобы снять документальный фильм, нужно влюбиться в своего героя, восхищаться им. Андрей Панин, которому посвящен фильм-воспоминание «Рыжий клоун» сказал однажды потрясающую вещь: «Нет положительно и отрицательно заряженных людей only. В каждом есть плюсы и минусы, невозможно быть одинаковым для всех». По-моему, Панин и был таким.

Мой герой — личность драматичная, до конца не раскрытая. Ведь первая ассоциация с Андреем Владимировичем — Каверин из сериала «Бригада». Но у него есть и прекрасные театральные работы (тот же Рыжий Клоун в спектакле «Смертельный номер» — он стал для нас отправной точкой). А ещё Андрей Панин — удивительный художник. Мы с доцентом КемГИК Галиной Фешковой до сих пор не оставили идею привезти в Кемерово выставку его картин. Если найдутся добрые люди, готовые помочь, буду очень рада.

Неправильно думать, что Панин актёр исключительно сериальный, актёр второго плана. На самом деле, он мог любой эпизод сделать самым запоминающимся в фильме. Режиссёр Александр Прошкин рассказывал, как в «Докторе Живаго» Панин ради роли выучил огромный текст за одну ночь и вышел на замену другому актёру.

Я до конца не расстаюсь с историями своих героев. Кажется, что они способны влиять на мой характер и мировоззрение. В творчестве пытаюсь доказать себе и другим: мир не делится на чёрное и белое, все люди разные. Учусь смотреть на вещи под разным углом. Чувствую внутреннюю потребность в продолжении «Рыжего клоуна». Думаю, что с оператором Павлом Пасечником мы вернёмся к работе над ним. Тем более, находятся люди, которым ещё есть что рассказать.

 

Запас творческой энергии

 

Не знаю, как сегодня обозначить себя с точки зрения профессии. Журналист и ведущая? Да. Драматург? Отчасти. Автор? Ну, раз вступила в РАО (Российское авторское общество) — пожалуй, да. Хотя, мне кажется, что если человек точно заявляет, мол, я сложившийся и готовый автор/режиссёр/писатель — что-то с ним не то. Развиваешься же и меняешься всю жизнь — это легенда о вечном поиске себя.

Люблю приходить в альма-матер, журфак КемГУ, и говорить студентам, что наша профессия объёмнее и больше, чем мы все её представляем. Классно не бояться выходить за рамки. Если бы в студенчестве мне сказали, что мы в соавторстве с моей подругой, солисткой музыкального театра Анастасией Петровой напишем пьесу и стихи к песням, — не поверила бы. В итоге, мы создали «Историю Герды» — красивую, сказочную историю, похожую на диснеевский мультфильм. Музыку написал кемеровский композитор Артемий Туркичев. Премьера спектакля состоялась в декабре прошлого года.

Чувствую в себе жадность до работы. Не знаю и не могу объяснить, откуда она берётся. Например, в ноябре 2017 года мы с одной творческой группой дорабатывали документальный фильм «Кузнецкий рубеж», с другой — «Смену», параллельно я работала в пресс-службе и трёх журналах, умудрилась на аутсорсинг видеопроект взять. Мне дома говорили: «Зачем ты это делаешь? Сядь и успокойся!». Думаю, что у любого творческого человека запас энергии может закончиться. Пример — Андрей Панин. Когда он устал от актёрской деятельности, то решил уйти в режиссуру и продюсирование — просто не успел. 

У меня есть мечта — поступить во ВГИК. К сожалению, пока не позволяют финансы, так что сейчас занимаюсь самообразованием. Иногда спрашивают: «Неужели в провинции можно что-то снять?» Когда мы ездили на Международный фестиваль-конкурс кино и телевидения «Останкино» забирать награду за «Рыжего клоуна», на одном из мастер-классов нам сказали: «Да забудьте, что вы из региона! Неважно, где снимать. Да, вам, порой, не хватает технических возможностей, но в рамках тоже можно творить, даже если они очень узкие».

Наверное, хочется меньше скепсиса от окружающих, в профессиональной среде. Будет интереснее, если начнём давать свободу творчества себе и другим. О «Смене» говорили: «Фильм вы не доснимите». Художники— перфекционисты, они всегда найдут, что переделать. К идеалу можно стремиться вечно, поэтому иногда надо останавливаться, успокаиваться и радоваться тому, что есть.

Сейчас продолжаю работать над документальными фильмами, в планах — новая история. Пока подробнее сказать не могу, но сценарный план и предварительные договорённости уже есть, проект будет длительным по времени. Насчёт полнометражных фильмов не знаю, процесс сложный и трудозатратный, не все верят в продолжение, но кто знает, может, мы вернёмся и к этой истории?

10 июля 2018
0

Расскажи подругам

Читайте также

Читай самое вкусное

Комментарии

Скажи, что ты думаешь

Сейчас обсуждают

Давайте дружить