Вход
Чему не научат в школе?

Чему не научат в школе?

Семья

Как работает хоумскулинг

Фотографии: Георгий Шишкин, Игорь Болтивец, личные архивы участниц

В последние годы в обществе всё чаще пишут и говорят о семейном образовании. Если раньше на дому в основном учились дети, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья, то теперь на такую форму получения образования переходят и обычные ученики. Что это? Модная тенденция? Способ снизить школьную нагрузку? Или желание сделать ребёнка более счастливым, помочь ему реализовать свой потенциал? В этом «Птице» помогли разобраться мамы, чьи дети перешли на семейное образование.

 

«Дефицита общения  у детей нет»

 

Дина Стоцкая, мама троих детей, психолог:

— На семейное обучение мы ушли со старшим сыном в его шестом классе. После переезда за город мы искали хорошую школу. Поблизости такой не было. Кроме того, сын сложно вливался в новый коллектив. Мы решили попробовать учиться дома. Сейчас сын в 10-м классе.

Родственникам сложно было принять такой вариант обучения — боялись, что не справимся, сын не станет заниматься без учителя, не будет нормального аттестата, не поступит в ВУЗ. Сейчас большинство страхов позади.

С двумя дочерями — Алисой и Евой — других вариантов, кроме обучения дома, мы не рассматривали. Сейчас Алиса в третьем классе. С шестилетней Евой не спеша, в комфортном для неё режиме, идём по программе первого класса.

Сын занимается дистанционно, через сайт экстерн-офиса, прикреплён к школе Новосибирска. На сайте есть тренажёры для обучения, вопросы к экзамену, необходимый для его сдачи минимум информации. Дополнительно он пользуется учебниками, видеоуроками и объяснениями с других интернет-ресурсов (interneturok.ru, например). Сдаёт предварительные тесты, потом экзамен под видеозапись.

С дочерью мы занимаемся сами, так как она ещё в начальной школе. Трудности только с желанием учиться. В основном, создаём интерес к урокам. По предметам, где необходима тренировка, нарабатывание навыков — математика, русский и английский язык — Алиса занимается часто — 3–4 раза в неделю. Остальные предметы изучаем волнами — как возникает интерес и желание.

Плюс в этом году мы участвуем в потрясающем проекте «Сова», это пространство, созданное несколькими семьями для занятий со своими детьми. И прежде всего для поддержания познавательного интереса и общения. Так что к занятиям по общеобразовательной программе, музыкальной школе и спортивной секции у девочек добавились научная кулинария, английский язык, театральная студия, каллиграфия и сюжетно-ролевая игра. Сын там же занимается программированием.

Дефицита общения у детей нет. Во-первых, у нас большая семья, много друзей с детьми; во-вторых, они ходят на различные занятия, где есть постоянный детский коллектив. Для нашей семьи важно, что у детей нет ежедневной нагрузки от большого количества людей, шума и суеты на переменах. И что мы знаем, с кем общаются наши дети.

С переходом на семейное обучение нагрузка ложится на родителей. Можно, конечно, разделить её с репетиторами, но дисциплину, план, подбор тех же репетиторов и пособий никто другой на себя не возьмёт. Так что домохозяйке будет легче, чем маме с плотным рабочим графиком. С другой стороны, это зависит от самоорганизации, от ребёнка, от среды дома, потому что весь он становится обучающей средой, а все члены семьи — участниками обучения. Я работаю два полных дня в неделю, но в нашей большой компании семей с детьми на семейном обучении каких только вариантов нет.


 «Сначала я принесла школу домой»

 

Наталья Малахова, многодетная мама, педагог:

— Зачем я перевела своих детей на семейное образование? Чтобы не научились плохому от ровесников, чтобы не пропал интерес к учёбе, чтобы не попали под влияние малоизвестных людей и так далее. Однако смысл переводить ребёнка на семейное обучение только из отрицания ценностей школы?

Сначала я думала, что основная цель — образовательная, что дома ребёнок получит больше знаний, что так ему учиться будет интересней, что он будет учиться самостоятельно. Но получилось так, что, забрав пять лет назад двоих своих школьников — дочь Настю после третьего класса, сына Тимофея из первого, я принесла школу домой. Те же занятия по расписанию, те же требования всё выполнить, те же предметы, только роль учителя теперь выполняет мама. Единственный плюс, который мы приобрели, — это огромное количество свободного времени, которое дети с большой радостью стали тратить на свои увлечения: музыку и спорт.

Через какое-то время у меня возникло ощущение бессмысленности нашего перехода на семейное обучение. Пришло время менять подход. Начала с того, что с удовольствием изучила с сыном историю за 6 класс: вместе с ним мы читали учебник, обсуждали, отвечали на вопросы, составляли интеллект-карту по пройденному материалу, рисовали карту времени. И процесс, и результат порадовал нас обоих: сын легко сдал экзамен. Дальше, дочке вместо репетитора по английскому наняли репетитора по корейскому: увлекается корейской поп-музыкой, мечтает побывать в Корее. Так потихоньку у нас в семье пошёл разворот от обязательной учёбы к учёбе по интересу.


Следуя за образовательным интересом ребёнка, можно намного больше и легче изучить, чем настаивая, чтобы он занимался именно тем, что требуется в его классе. Тут ещё наши местные власти подробно изучили закон и поняли, что незачем требовать от нас сдачи экзаменов ежегодно: достаточно в 4, 9 и 11 классах.

Не могу сказать, что мои дети обожают учиться, но и не отказываются. Мы стараемся донести до них мысль, что в жизни есть и всегда будут обязательные дела, от которых человек не имеет права отказаться.

В начальной школе я все предметы даю сама. Старшие дети и смотрят интернет-уроки, и читают учебники, и занимаются с нами, родителями. С пятого класса мы прикрепляемся к дистанционной системе Алексея Битнера «Экстерн-Офис» и все экзамены сдаём через интернет.

С мотивацией бывает по-разному: девочкам проще и в школе, и дома — у них прилежность присутствует в их природе. Сын часто отвлекается, особенно если занимается один. Однако хорошо соображает, поэтому успеваем идти и быстрее программы: за второй год прошли второй и третий класс. Сейчас, в марте, уже заканчиваем весь шестой класс: осталось сдать английский и историю.

Я домохозяйка, однако знаю много работающих людей, дети которых ходят в школу, а по вечерам они вынуждены с родителями заново проходить школьную программу, потому что непонятно. Мой супруг, который работает пять дней в неделю, занимается с детьми физикой, химией, ведёт у них программирование и английский клуб. Я подрабатываю трижды в неделю, у меня есть ещё один маленький ребенок, но мы остаемся на семейном обучении.

 

«Минус — это давление со стороны окружающих»

 

Татьяна Кодацкая, многодетная мама, фотограф:

— Идея семейного образования мне нравилась давно, но пока работала, не было возможности попробовать. Теперь, в декрете с третьим, решилась. В последнее время у детей — дочь проучились в школе пять классов, сын - три, — полностью пропал интерес к учёбе, были одни тройки, я подумала, что те же тройки можно заработать меньшими усилиями, необязательно для этого проводить большую часть дня в школе.

Кроме того, у детей значительную часть времени занимают тренировки, сын серьёзно занимается танцами и тхэквондо, дочь — тхэквондо и периодически увлекается всякими кружками. Получалось, что с утра я выгоняла детей с семикилограммовыми рюкзаками в школу (мы взвешивали специально), потом они забегали перекусить и шли на тренировки, после 22:00 до 00:00 делали уроки. Точнее, я делала, дети засыпали в процессе. Мне такой ритм жизни кажется ненормальным! Решили исключить то, что занимает больше всего времени и вызывает меньше всего радости и у детей, и у родителей.

Занимаемся мы, в основном, по видеоурокам в интернете, если каких-то тем нет — по учебнику в электронном виде, используем бумажные тетради с заданиями, слушаем аудиокниги. Про дисциплину разговор отдельный. Если лично я хочу интересно жить, путешествовать, иногда лениться и сидеть в интернете, автоматизируя или делегируя другие дела, то как я могу требовать от детей другого? Просто есть некие обязательства и некие сроки, которые должны быть соблюдены. А за какое время и какими усилиями — это пространство для импровизаций. Мы распечатали список тем по всем предметам, повесили на видном месте, и по мере прохождения их отмечаем. Дети наглядно видят объём работы и свои успехи, свой темп. Иногда они могут по несколько тем в день проходить, иногда ни одной.

Первый год, естественно, нужно участие родителей, чтобы выстроить процесс. Но в конечном итоге учёба — это ответственность самого ребёнка, самое эффективное — это самообразование из личного интереса, тогда и мотивировать не нужно. Но, к сожалению, школьная программа по большей части скучна и далека от реальной жизни, поэтому мы её разбавляем экскурсиями в музеи, на производства.

Не надо думать, что семейное — это домашнее образование. На самом деле, дети очень много времени проводят на улице, где-то в интересных местах, много двигаются, вместо того, чтобы сидеть за партой неподвижно. Даже дома у нас есть грифельная стена (доска, где они решают примеры по математике, стоя, естественно), есть конторка (стоячая парта), где они пишут или рисуют (если не лежа на полу). Если родитель может выстроить чёткую структуру такого образования, то можно будет и на работу ходить, дети сами будут делать необходимое.

Минусов семейного образования пока лично для меня нет, кроме, пожалуй, давления со стороны окружающих. Когда мы перешли на него, только ленивый не позвонил мне и не сказал, что я лишаю детей будущего, они будут дворниками необразованными. Сейчас уже успокоились, наверное делают ставки, сдадим мы аттестацию в конце года или нет.

 

«Свободного времени стало слишком много»

 

Анна Ганина, мама троих детей, педиатр:

— Что заставило думать о смене системы обучения? Дисциплина в классе сына очень страдала: ненормативная лексика, грубость, драки. Много времени в школе уходило у педагогов на усмирение учеников. И мне стало жалко так бесполезно тратить день сына.

На семейное обучение мы перешли к пятому классу. В школе сначала скептически отнеслись к нашему проекту, но подписали все бумаги и согласились на мой план аттестации. После аттестации за первое полугодие руководство успокоилось, потому что сын исправно посещал в назначенные дни школу и сдавал всё на хорошие отметки. В семье мы единодушны были относительно перехода на семейное образование, потому что все устали от рассказов сына и разных эксцессов в классе, которые доходили периодически до вмешательства инспектора по делам несовершеннолетних.

Вопрос дисциплины особо не стоял — без скандалов и споров сын принял, что каждый день с утра ему нужно заняться своими уроками. Так как нам нужно было сдавать программу нашей школы, то мы решили пройти школьные учебники, но по многим предметам я старалась дать знания шире. Сын читал учебники сам по заранее составленному мною плану. В каких-то сложных местах мы помогали разобраться, иногда читали вместе. Я подбирала ему дополнительную литературу, фильмы. Активно пользовались интернет-ресурсами с онлайн уроками.

Безусловно, в нашем варианте, на родителей легла дополнительная нагрузка. Лично для меня сложнее всего был момент аттестаций — всё организовать, проследить за повторением большого объёма информации. Определённое время уходило на планирование, выбор дополнительных ресурсов, книг, фильмов и на периодический контроль и проверку. Однако психологически стало значительно легче. Меньше усталости у ребёнка, меньше нервов из-за оценок и несоответствия чьим-то ожиданиям.

Для меня самым большим минусом семейного образования стало большое количество свободного времени. Неожиданно. Но именно из-за этого, в основном, я решила вернуть сына в школу. С 9:00 до 11:00, в среднем, сын выполнял всё, что ему нужно. И больше не хотел ничего нового. Его не хватало ни на кружки, ни на секции, ни даже на библиотеку. Только компьютер, лего и друзья. Я решила, что посещение школы может дать какой-то толчок. И заберёт избыток времени на игры. Поэтому мы вернулись в школу. Не в свою, мы нашли вариант, где в классе всего 10 человек и гораздо приятнее психологический климат. И уже два месяца, как сын вернулся к очному обучению. Он легко согласился, возможно, тоже хотел перемен, хотя раньше в свою школу возвращаться отказывался.

Тем не менее, я не исключаю, что сын или кто-то из младших детей ещё будет на семейном обучении.

 

Мнение экспертов


Мария Маметьева, учитель русского языка и литературы Городского классического лицея:

— Минус домашнего образования — отсутствие социализации. На каждом из этапов развития ребёнок учится выстраивать социальные связи разного уровня: рабочие, дружеские, товарищеские, деловые. Если он не посещает школу, но общается с другими детьми, то дружеское общение со сверстниками будет, но ведь нужно ещё научиться взаимодействовать в коллективе, понять, что такое симбиоз, а что такое паразитирование, узнать об иерархии в обществе. Родители, забирая ребёнка из школы, часто не думают, что повзрослев, он выберет такую карьеру, где умение работать в команде, социальная активность и коммуникабельность — это не только строчки в резюме.

Из плюсов — приложив массу усилий, отладив воспитательную систему, родители могут получить гармонично развитую личность, не живущую по шаблону, без стереотипного мышления. Мне очень нравится фильм «Капитан Фантастик», где родители сами воспитывают детей без интернета, телевизора и вдали от общества. Дети вырастают очень развитыми, независимыми интеллектуалами, но, к сожалению, в мире им жить очень сложно.

Если родители принимают решение о домашнем обучении, то они должны понимать, что теперь ответственность за всестороннее образование ребёнка лежит на них. Это и разные предметы, в том числе для экзаменов, и занятия спортом, и подбор правильной литературы, и поиск мест для общения ребёнка. По сути нужно быть либо очень богатым человеком, способным оплачивать множество репетиторов, секции и занятия, либо быть уникальной одаренной и всесторонне развитой личностью и положить жизнь на обучение и воспитание ребёнка.

 

Ольга Диганаева, психолог:

— Домашнее обучение — альтернатива неплохая. Она дарит определенную свободу и избавляет от рутинной обыденности. Но в таком варианте обучения есть несколько подводных камней. Во-первых, школьная программа составлена таким образом, чтобы ребенок получал разностороннее развитие. Каждый предмет ведет учитель, который получил профильное образование и способен ответить на большинство вопросов. Родители уверены, что их образование настолько обширно, а культурный уровень насколько богат, что они способны заменить школу? Или на половину вопросов домашнего школьника ответит Google?

Во-вторых, школа — это не только то место, где ребенок получает знания. В школе человек учится жить в системе — соблюдать временные режимы и правила. Находить свое место в группе, выстраивать отношения в социуме — со сверстниками, старшими, противоположным полом. Это ценные навыки. В школе человек учится разным вариантам взаимодействия — сотрудничеству, конкуренции, компромиссам. В конце концов, в школе — калейдоскоп людей, ребенок может наблюдать разные типажи человеческих характеров. Домашнее обучение лишает ребенка этого ценного опыта.

Плюс — вопрос сепарации: как ребенку повзрослеть и обрести самостоятельность? Можно частично компенсировать эту историю кружками/секциями и прочими малыми группами, но... Ребенок вырастет и выйдет во взрослый мир, где ему нужно будет встраиваться в систему и жить самостоятельной жизнью — без мамы и папы, которые 11 лет были не только родителями, но еще и учителями. Как он это сделает — большой вопрос. Как ему придется тяжело в ВУЗе — можно только представить... Хотя, есть вариант заочки. Если он выберет работу по найму — ему придётся непросто жить в системе, в нее встроиться он просто не успел в свое время. Открыть свое дело, заняться фрилансом — взаимодействия с людьми все равно не избежать...

У меня другой вопрос: чья и какая именно потребность удовлетворяется, когда родители выбирают для своего ребенка домашнее обучение? Честный ответ на этот вопрос поможет сделать правильный выбор.

 

Зарема Маратовна, учитель русского языка и автор Telegram-канала:

— На мой взгляд, домашнее образование — идеальный выход для семей, где ребёнок часто болеет и по этой причине не может регулярно посещать школу. Но даже для них существует формат, когда учащийся приходит в школу по заранее составленному расписанию и занимается с педагогами индивидуально. Для всех остальных я бы рекомендовала обычную форму обучения.

Для получения полноценного образования на дому родитель должен обладать определёнными компетенциями. Все мы знаем, что классу к седьмому делать уроки со своим ребёнком становится проблематично в силу того, что этот материал вы уже не в состоянии ему объяснить. Также при домашнем обучении необходима дисциплина, которая в первую очередь должна быть у родителя.

Что касается общения со сверстниками, то оно важно на каждом этапе развития психики ребёнка. Сидя дома, достаточно трудно научиться взаимодействовать с социумом. Конечно, в качестве решения этой проблемы могут выступить различные кружки и секции, куда вы запишете ребёнка, но всё же школьных друзей вряд ли кто-то сможет заменить. И напоследок хочется отметить, что в школе мы получаем не только знания, но и жизненные уроки: учимся преодолевать неудачи, решать проблемы, выстраивать отношения как со сверстниками, так и со старшим поколением в лице учителей. Лишить своего ребёнка всего этого означает вычеркнуть из его жизни целый культурный пласт. Подумайте, готовы ли вы пойти на это?

 

Сергей Захаренко, психолог:

— Семейное образование — закономерный ответ на нынешнюю систему государственного образования, к которой много претензий. Радует стремление родителей дать своим детям более широкие возможности, создавая индивидуальный, более дружественный, подход к процессу обучения. Очевидно, что сейчас это доступно очень небольшому количеству семей.

Как и в любом деле, здесь есть свои риски. Самый очевидный — сужение круга общения и возможностей для совместной деятельности. Будет ли у ребёнка возможность видеть все многообразие характеров и проявлений? Где он будет учиться общаться с самыми разными людьми, в очень разных ситуациях? Научится ли договариваться и конфликтовать, работать в команде, следовать правилам и ограничениям, помогать и принимать помощь? Научится ли трудиться без родительского присмотра? Уверен, родителям-пионерам семейного образования важно задаваться этими вопросами. Желаю им удачи!

 

 

Татьяна Михайлова, учитель:


— За время моей работы в школе мне известен только один случай, когда родители написали заявление о переводе дочери на семейное обучение. В планах у них было долгое обучение, но уже через полгода они попросили вернуть ребёнка в школу. Причиной стала острая нехватка для девочки общения со сверстниками в стенах учебного заведения.

Школа даёт возможность человеку проявлять свои лидерские качества, которые при семейном воспитании могут и не развиться в достаточной мере. Ему приходится ежедневно решать вопросы правильного общения со сверстниками, учиться находить компромиссы, отстаивать своё мнение. Социализация у детей, обучающихся в школе, проходит успешнее.

При семейном обучении могут быть значительно снижены требования к чёткому выполнению учебных задач, к дисциплине, самооценка может завышаться или занижаться. Ребёнку может навязываться исключительно мнение родителей в отношении окружающего мира, религий, что может привести к эгоцентризму или инфантилизму. Надо учитывать, что не все родители могут обеспечить ребёнка качественным образованием.

Если же хочется давать своим детям гораздо больше, чем в школе, то это легко решить при наличии свободного времени и денег без отрыва от неё. Своих знаний методик преподавания и психологии может быть совсем недостаточно, а нанимать хороших преподавателей достаточно дорого. Следствием может стать то, что ребёнок будет ограничен в выборе учебного заведения. Думаю, что далеко не все ребята после семейного обучения могут с лёгкостью вливаться в новые коллективы в колледжах, институтах. Особенно, если были лишены в подростковом возрасте полного общения со сверстниками. Как результат: замкнутость, неуверенность в себе, боязнь и неумение выстраивать новые отношения, незрелость личности.

02 апреля 2018
1217
3

Расскажи подругам

Читайте также

Читай самое вкусное

Комментарии

No Avatar
и заметьте, все героини - это неработающие женщины, либо фрилансеры, либо "1-2 дня в неделю".
попробуйте построить семейное обучение при графике 9-18 с пн по пт?
No Avatar
Абсолютно точно, куку-ляля.
No Avatar

куку-ляля
и заметьте, все героини - это неработающие женщины, либо фрилансеры, либо "1-2 дня в неделю".
попробуйте построить семейное обучение при графике 9-18 с пн по пт?

Если вы внимательно читали текст, то обратили бы внимание, что часть детей занимается в онлайн-школах. Это никак не может помешать родителям работать вне дома.

Скажи, что ты думаешь

Сейчас обсуждают

Давайте дружить