Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
Хозяйка модной горы

Хозяйка модной горы

Увлечения

Как создаются шедевры ювелирного дела

Фотографии из архива героини, Георгия Шишкина

Мстёра, Федоскино, Холуй, Палех — четыре всемирно известных центра во Владимирской губернии, где зародилось искусство лаковой миниатюры. Шкатулки, табакерки, панно... Украшающая их роспись, аллегорические и пасторальные сцены, композиции из цветочных гирлянд превратили изделия в настоящие шедевры. Кстати, десятки лаковых панно, выполненных русскими мастерами, украсили «Китайский кабинет» дворца Монплезир в Петергофе.

В наши дни миниатюрное письмо нашло применение не только в росписи традиционных изделий. Например, кемеровская художница Елена Кулемзина создаёт эксклюзивные украшения и сувениры. Во всей стране таких мастериц единицы.

Корреспондент «Птицы» встретилась с умелицей и узнала, как её украшения могут менять судьбы и почему камни с изъяном наиболее ценны.

 

Найти себя

 

Елена Кулемзина родилась в старинном городе Коврове во Владимирской области. С детства любила музеи, интересовалась народными ремёслами, искусством. Сама атмосфера этому благоприятствовала. Как-то Лена записалась в художественный кружок при Доме пионеров. Все дети рисовали натюрморты с яблоками, кувшинами, а она — цветы. Да ещё так тщательно прописанные, что лепестки пересчитать можно. Но учителю её работы не понравились и он чётко сказал: «Ты очень увлекаешься мелочами. Нам не подходишь».

— Тогда я очень сильно расстроилась, даже комплексовала. Сейчас понимаю, что моя работа была больше декоративной, а это не то, что требуется для классических занятий живописью, — вспоминает художница.

Тем не менее любимое занятие Лена не забросила. Закончила Ковровское профессиональное училище по специальности «Декоратор-оформитель».

Но, переехав в Кемерово, в город, казалось бы, далёкий от культурных традиций европейской части России, нашла себя. Произошло это благодаря знакомству с иконописцем Дмитрием Головченко. «Какое у вас образование?» — спросил он у Елены. «Никакого», — ответила она, стесняясь того, что простой декоратор. «Вот и хорошо. Вас не загнали в рамки, вас не сломали», — высказал своё мнение Дмитрий Васильевич. Так началась учёба в школе лаковой миниатюры и древнерусской живописи при предприятии «Архонт ЛТД». К слову, не все студенты выдержали испытание миниатюрным письмом. В таком деле важна не только усидчивость, но и хорошее зрение.

После курсов на предприятии открылась художественная мастерская. Но просуществовала она недолго — закрылась из-за нерентабельности. Не желая расставаться с талантливыми мастерами, хозяин фирмы предложил Елене работу художника-ювелира.

— Изначально я рассчитывала на творческую работу, а приходилось заниматься рутиной: полировкой, спайкой, сборкой ювелирных изделий по уже готовым эскизам. Воплотить свои идеи удалось лишь несколько раз, — вспоминает Елена Кулемзина.

Поэтому мастерица приняла приглашение руководства КемГУКИ и устроилась преподавателем на кафедру декоративно-прикладного искусства. Десять лет даром не прошли. Как преподавателю, Елене было приятно раскрывать новые, порой, неожиданные способности студентов. Одна из студенток сильно заикалась, но великолепно рисовала. Рисунком она выражала то, что не могла выразить словами. Но составление программ, график и множество других вещей, из которых выстраивается день, тормозили творческий процесс и развитие.

Решающим в принятии решения уйти в свободный полёт стал переезд кафедры в корпус в Кировском районе. Какое-то время Лена по-прежнему занималась классической лаковой миниатюрой, делала сувениры с символикой Кузбасса из камней. Была даже мысль открыть лавку.

— На берегах Томи собирали агаты, яшму, сердолик. Ювелир резал камни, шлифовал их, а я создавала миниатюрки. Это могли быть магниты или какие-нибудь другие мелочи. Но обработка камней — затратное во всех смыслах занятие, и идею пришлось оставить, — делится художница.

 

Таинство рождения

 

Пока мастерица экспериментировала с формами и материалами, постепенно отошла от классической лаковой миниатюры. Люди и время подтолкнули к новому — созданию украшений из камней, кости и дерева. К тому же появилась возможность выбирать и заказывать готовые к творческой обработке камни.

По словам Елены, бывает идея камня и собственная идея. Выискать интересности можно и там, и там. Идея камня — это подсказка мастеру, данная самой природой. Какие линии соединить между собой, какие элементы добавить, чтобы получился неповторимый образ. Попались камешки яшмы с ярко выраженными вертикальными прожилками, художница провела от них по нескольку линий — появились осенние листья. К ним Лена прикрепила двух муравьёв и божью коровку. Получился комплект «Осенний дождик».

Собственные идеи находят воплощение в однотонных камнях. Пара контуров, глазки, и двухцветный камешек превратился в «портрет» северных оленей, трогательно трущихся мордочками друг о друга. Особенно любит Елена Кулемзина камни с изъянами. Их она превращает в главное достоинство. Как-то нашла на Томи агат с щербинками на краю. Подумала-подумала и решила — будет на камне нарисована сова, а выемка на камне превратится в дупло на дереве.

Бракованный аммонит, окаменелый моллюск, превратился в виноградную улитку, агат — в феникса.

— Украшение должно быть говорящим, с минимальным вмешательством. Когда смысл рисунка слишком явный — неинтересно. А вот когда есть лёгкая недорисованность, зритель тоже включается в творческий процесс, — уверена Елена.

Но бывает, что ответ из вселенной идёт долго, особенно если украшение надо сделать по чьей-то просьбе. Уже несколько лет на рабочем столе Лены лежит красивый серо-голубой камень, так ни на что и не вдохновивший художницу.

Рисунок на все украшения наносится натуральными красками. Преимущественно яичной темперой, в состав которой входят природные пигменты. Делает краску Лена самостоятельно, по древнерусской технологии. Даже пыль после лёгкой шлифовки мастерица смахивает с камня гусиным пером. Любопытно, что при всей хрупкости и уязвимости натуральных материалов такие украшения не только выглядят естественно и благородно, но и надёжны. Лак не трескается, краски не блекнут, рисунок не стирается.

 

Магия камня и энергия мысли

 

Давным-давно мама Елены Кулемзиной читала вслух заметку в газете «Знамя труда» о печальной истории собаки, которая жила в строительном вагончике рядом со взлётным полем аэропорта «Внуково». Хозяину пришлось оставить питомца прямо там — билет был, а справки ветеринара не оказалось, вот и не пустили овчарку в салон самолёта. Два года пёс с надеждой на встречу всматривался в приземляющиеся самолеты.

Эта история почему-то не отпускала Елену, и она решила нарисовать на кулоне собаку и самолёт. Только вот всё никак одно ухо не получалось, будто рваное выходило. Украшение сразу же нашло хозяйку. К тому же она заинтересовалась историей сюжета рисунка и обнаружила, что после заметок в газетах овчарку забрала семья из Киева. А главное — она узнала, что у собаки действительно было чуть травмировано то самое, не получившееся на рисунке ухо.

Как-то на выставке-продаже одна из покупательниц разглядывала кулон с изображением креста туарегов. Узнав значение символа (это оберег африканских племён-кочевников), засомневалась в приобретении, но всё равно купила. Через год Лена встретила ту женщину, и она рассказала, что как только у неё появилось украшение, стала много путешествовать, чего раньше никогда не было.

Кемеровский журналист Иван Прозоров снимал сюжет о художнице. Просто так, на добрую память и удачу, Лена подарила ему свою работу. Через какое-то время парня совершенно неожиданно пригласили на ОРТ. Подобных случаев не перечесть.

— Рисунок, как плёнка, способен записывать информацию. Мысли художника, окружающий фон — музыку, фильмы, литературу. Поэтому для меня важно, чтобы произведение было внутренне чистым, — делится Елена.

Помимо этого, для мастерицы важно изобразить то, что ей близко, через что она уже прошла. Возможно, тот же кулон с крестом туарегов соединил в себе силу камня, значение древнего знака и страсть художницы к путешествиям. Украшения Елены Кулемзиной привлекают экстрасенсов и медиумов. Не раз они водили руками над коллекцией в поисках источника энергии.

— Как-то на выставке в Новосибирске к витрине подошёл мужчина, закрыл глаза и начал «считывать» ладонями информацию с украшений. Самый мощный сигнал исходил от кулона из бивня мамонта, — рассказывает Лена.

Впрочем, ещё столетия назад наши предки заметили необыкновенные свойства живой и неживой природы. Камни они наделяли целебными свойствами и верили, что те способны исполнять желания, ограждать от злых сил, зависти и прочих бед. Сама художница уверена: не люди выбирают камни, а камни людей. Как частички вселенной, они притягивают к себе и привораживают.

 

28 октября 2016
848
0

Расскажи подругам

Читайте также

Читай самое вкусное

Комментарии

Скажи, что ты думаешь

Сейчас обсуждают

Давайте дружить