Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
Мы все достойны любви

Мы все достойны любви

Мужчины

О кино, женщинах и социальной депрессии

Фотографии Максима Киселёва, Google Images

На прошлой неделе в Кемерове прошёл X Международный фестиваль короткометражного кино и анимации «Видение». Почётным гостем фестиваля стал молодой режиссёр, сценарист и продюсер Алексей Нужный, снявший короткометражный фильм с Кевином Спейси «Конверт», новый сериал на ТНТ «Ольга» и выступивший одним из сценаристов лирической комедии «Мамы».

На встрече с режиссёром побывал корреспондент женского журнала «Птица».

 

Уважение превыше всего

 

С чего началась кинокарьера обычного парня из Йошкар-Олы? Первое образование Алексея — инженер-механик. Казалось бы, эта профессия совершенно не связана с кино. Но именно в МГТУ Алексей получил свой первый режиссёрский опыт, занимаясь в студенческом театре.

— На документалиста я учился два года в Москве, в Первой школе кино и телевидения. Меня пригласил туда один очень интересный человек – актёр театра «Современник» Юрий Грашкин. Он много лет снимал документальные фильмы для Первого канала и вот решил набрать молодых ребят к себе на курсы. Я ему помогал немного в то время, а тут он сказал: «Приходи ко мне на курс. Поучись». Для меня это был большой опыт. Так как Грашкин – актёр, он очень много внимания уделял мизансцене и работе с актёрами, выстраиванию правильной коммуникации. Именно у него я научился строить общение с актёрами так, чтобы они мне доверяли. Это очень непросто, но необходимо, чтобы на выходе получилась отличная вещь.

Останавливаться на документальном кино Алексей не стал, в 2010 году он поступает в Нью-Йоркскую академию кино (NYFA). Большинство занятий проходили в московском филиале академии, но были занятия и в Лос-Анджелесе.

— Обучение у нас было интересное — если можно так назвать, периодами. То есть мы учились чему-то, потом снимали, потом снова учились и снова снимали. Такой процесс совмещения теории и практики очень полезен, но он, скорее всего, направлен на людей, которые уже что-то умеют. Вообще разница в кинообразовании в США и у нас колоссальна. Во-первых, за рубежом очень важна ответственность. Несмотря на то, что я тогда был начинающим режиссёром и снимал свой первый фильм «Конверт», ко мне относились с огромным уважением. Все обращались ко мне «сэр». «Сэр, а как вы считаете?», «Сэр, а как бы лучше вот это сделать?». Было непривычно. У нас как говорят со студентом? «Ну что, давай, парень, сейчас я научу тебя снимать кино». Разница в доверии. Когда к тебе относятся с уважением, это заставляет работать лучше, не косячить, не подводить всю команду.

Во-вторых, там бешеная конкуренция. Всё выстроено на отношениях: если они напряжённые, неприятные, то человека просто меняют. За ним стоят десять, которые ждут, когда его уволят. У нас не так. Человек уволился, сразу: «Бли-и-ин, что же делать? Надо же теперь искать кого-то…». Все это знают и чувствуют. Уважение – очень значимая вещь. Причём важно, чтобы ты уважал человека не за его огромный опыт и награды, а за то, что он работает сейчас именно с тобой, независимо – знаменит он или нет.

 

Первый фильм

 

Известность пришла к Алексею после его работы с легендарным американским актёром Кевином Спейси. Короткометражный фильм «Конверт», рассказывающий о загадочном эпизоде из жизни советского писателя Евгения Петрова, был снят в США буквально за пару дней. Фильм выиграл конкурс для начинающих кинематографистов Jameson First Shot, но получил не очень положительные отклики в России. Зрителям не понравилось отсутствие советской атрибутики. При том что Спейси легко вжился в образ и даже говорил с сильным русским акцентом.

— Продюсеры, которые занимаются такими огромными проектами, как «Карточный домик», задают мне вопрос: «Сколько дней ты планируешь снимать фильм?». Я говорю: «Четыре». Они: «А если два?». Я хотел снять этот фильм, но без них бы не смог, поэтому согласился снять за два. Однако они поставили ещё одно условие: «У нас очень мало денег – 50 тысяч долларов. Сможешь ли ты изменить 1942 год на наше время?». Я им отвечаю, что это не получится сделать, так как в современной России просто нет таких проблем. Тогда меня попросили перенести действие фильма в 80-е годы, когда ещё был «железный занавес». Я переписал всё за ночь, приношу им сценарий. Они одобрили. И тут встал выбор: с одной стороны, это ведь бред – человек жил в 40-е, а в моём фильме он будет жить в 1985 году. И всё это на английском языке, ещё и в Америке. Ты сидишь и смотришь на нерусские окна, забор, газон вместо огорода и камин вместо печки… Но, понимаете, мне нужно было снять именно эту историю, поэтому я рискнул. Американцы восприняли её хорошо, а вот русский человек не понял – как так-то?

Я делал фильм для своего опыта, и если бы отказался, то «Конверта» никогда бы не было. Несоветский самолёт, который мы получили лишь благодаря знакомству, небритый старший лейтенант, которому нужно было играть параллельно в другом фильме, где он бородатый, неправильная советская форма, которую нам пришлось взять, так как нормальную забрали за несколько часов до нас… Это то, что изменить было нереально – ведь денег не хватало, были узкие рамки, приходилось идти на компромиссы. Я живу с этими недочётами, но счастлив, что снял эту картину. Ведь если бы не снял, многие и не узнали бы о судьбе этого уважаемого человека. Разве не так?

 

Достоверность — залог успеха

 

После «Конверта» карьера Алексея Нужного как режиссёра начала стремительно развиваться. Он снял полнометражный фильм «Переводчик» с Леонидом Ярмольником и Александром Ильиным-младшим, стал одним из режиссёров сериала «Ольга», который сейчас идёт на телеканале ТНТ, написал сценарии к лентам «Право на любовь», «Беременный», «Лёгок на помине» и «Мамы». А его короткометражка «Петух» названа лучшим игровым фильмом фестиваля «Видение» в прошлом году.

Не оставляя работу в авторском кино, режиссёр продолжает экспериментировать с работами для массового зрителя. Уже снята пилотная серия сериала «Конная полиция» – всё для того же канала ТНТ. В отличие от глубоко социальной «Ольги» героем нового сериала стал брутальный (как ему самому кажется) полицейский в исполнении Артура Смольянинова. Крышующий казино и знающий немало криминальных авторитетов, герой однажды попадает в нелепое ДТП, из-за чего отправляется отбывать наказание – в конную полицию. Там он сталкивается с совершенно непривычным для себя миром: работники конной полиции штрафуют людей за разожжённый костёр в парке, за кормление уток и искренне верят, что их работа – самая лучшая. Сможет ли ужиться испорченный и чёрствый герой с новыми коллегами, российские зрители узнают только в начале 2018 года.

— В фильмах мне очень важна достоверность. Я считаю, что если зритель видит фальшь, то он не верит. Например, как можно открыть кафе на крыше дома? Мне хочется работать с материалом, который будет понятен, чтобы у зрителей вообще не оставалось вопросов. И чтобы они узнавали в героях своих знакомых. Естественно, условности есть всегда, но я их свожу к минимуму. Миры моих персонажей максимально достоверны. В сериале «Ольга» обычная квартира и обычные бытовые вещи. Так живёт большинство россиян, они это поймут. Но они не поверят в героя, который работает учителем, но живёт в четырёхкомнатной квартире. Если зритель не поймёт, он не станет смотреть кино.

 

Понять женщину непросто

 

Достоверность сериала «Ольга» очевидна: женщина с непростой судьбой, прошедшая через развод, воспитывающая двух совершенно разных по характеру детей и старающаяся ужиться с выпивающим отцом. Многие женщины в главной героине узнают себя. Алексею Ненужному удалось создать образ сильной женщины, которая несмотря ни на что не утратила чувства юмора.

— Понять женщину всегда непросто. Все мужчины это знают. Мне вот пришлось учиться понимать. Чтобы показать зрителям именно такую героиню, я перечитал много книг по психологии, использовал свои личные наблюдения, пытался, так сказать, разобраться в женской душе. Я не думаю, что понял всё, но моё желание рассказать историю про женщин для женщин, сделать их чуточку счастливее – очень сильное.

Мы сейчас живём в патриархальном обществе шовинистов, к сожалению. Права женщин в нашей стране ущемлены. Я хочу с помощью моих фильмов рассказать истории о тех, кто делает этот мир прекраснее и счастливее. Я могу и историю мужчины снять, но женщины (улыбается) всё-таки теплее. В этом есть сигнал свыше, думаю. Я уже давно определил высказывание, которому следую и буду следовать по жизни – «Мы все достойны любви». Особенно женщины. Особенно мамы. 

Я очень люблю фильм «Мамы», который нравится мне именно своей теплотой. Моя мама позвонила после премьеры и плача сказала, что очень меня любит. Обычно в нашей семье чувств не показывали. У меня очень непростая мама, она жила в тяжёлое время, поэтому она немного закрыта – с точки зрения комплиментов и поддержки. С годами и с каждой моей работой я чувствую, как она мне открывается. Именно ей я посвятил ей свой фильм «Петух». В детстве я лишился отца, и моя мама очень долго жила с этой утратой. Фильм «Петух» как раз о женщине, которая учится жить с мыслью о потере любимого человека. Подано это в комедийной форме – ей кажется, что душа её возлюбленного вселяется в петуха. Но это была моя боль, которую я выпустил.

 

Алексей планирует снять ещё один полнометражный фильм о женщинах и для женщин – «Я худею».

— Главную героиню бросает парень, и она решает похудеть на 15 килограммов, чтобы наладить свою жизнь. Я сам похудел на 28 кило, так что, думаю, фильм попадёт прямо в сердца зрителей, ведь он нацелен на то, чтобы все мы научились любить себя. Когда ты себя полюбишь, в твоей голове что-то наладится, перестроится, и ты поймёшь, что всё в порядке. Не надо себя мучить, нужно любить. Вне зависимости от внешних ситуаций.

На вопрос о разнице между мужчиной-режиссёром и женщиной-режиссёром Алексей отвечает:

— Всё-таки разница есть. Например, кино о женщинах сами женщины снимают точнее, они отмечают те детали, которые мужчина просто не замечает. Пожалуй, это касается любых фильмов, не только о женщинах. Я вообще за то, чтобы девушки снимали кино. Они должны пробить эту стену патриархального недоверия! Они должны действовать! (Смеётся.) Если говорить глобальнее, то наше общество, особенно мужчины, инфантильны. Заметили такое? Они мало что хотят делать. Сейчас в дело должны вступить женщины и сделать мир лучше.

А ещё у режиссёра в планах снять необычный сериал под названием «Толя-робот». Это история про человека с ограниченными возможностями, который получает бионические протезы и начинает вдохновлять общество.

— Сейчас мы живём в социальной депрессии. Нам всё не нравится, всё не устраивает, всё плохо. А Толя показывает, что абсолютно любой может сделать в этом мире много. Он как раз за то, чтобы мы принимали реальность такой, какая она есть, и чтобы мы были счастливы в этой реальности. Не опускайте руки, друзья, и учитесь жить счастливо!

 

06 октября 2016
1355
0

Расскажи подругам

Читайте также

Читай самое вкусное

Комментарии

Скажи, что ты думаешь

Сейчас обсуждают

Давайте дружить