Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
Несломленные

Несломленные

Дети

Как бороться с травлей в школе

Фотографии из архива регионального сайта Кузбасса A42.RU

Кого-то новый учебный год радует, а некоторым стены школы кажутся тюрьмой, откуда нет выхода. Речь сегодня пойдёт о тех детях, кто волей судьбы оказался под градом насмешек, издевательств, тех, кого отвергло общество. Иными словами, изгоях.

Мы пообщались с людьми, которые смогли преодолеть обиду и продолжить жить полноценно. О том, что может послужить поводом для «изгнания», как бороться с забияками и можно ли решить проблему на корню ещё в школе, читайте в материале корреспондента женского журнала «Птица».

 

От ревности до ненависти — один шаг

 

История Анастасии Безмальской начинается с начальной школы. Она училась в элитной гимназии с 1 по 9 класс. Всё это время Настя чувствовала себя неуютно, как не в своей тарелке.

— Невозможная жизнь началась, когда я понравилась одному мальчику, — вспоминает Настя. — Он был симпатичным, поэтому многим нравился, в том числе и моей однокласснице. Из-за зависти и ревности она настроила против меня половину класса, и началась травля.

Настя помнит случай, когда её одноклассницы переодевались на физкультуру. Девочка, так невзлюбившая нашу героиню, скинула её пиджак с вешалки и начала по нему топтаться. С этого момента школьница начала замыкаться в себе.

— Я человек очень восприимчивый, а постоять за себя у меня не сильно получалось. Учителя словно не замечали плохого отношения. Как-то девочки толкнули меня в коридоре, я вежливо попросила их прекратить, на что они взбесились. Когда я вернулась в класс после перемены, оказалось, что они испачкали мелом мою парту, пенал, книги, портфель и пальто. Я начала всё оттирать, прозвенел звонок, вошла учительница. Она стала ругать меня, мол, можно подготовиться к занятию на перемене. Я объяснила ситуацию. Знаете, что она сделала? Отругала класс за порчу школьного имущества. Ни слова о том, что нельзя издеваться над другими. Ни слова! — негодует Настя. — Когда закончились занятия, я обнаружила в кармане пальто прокладку, разрисованную красным карандашом...

Пережитые события Настя вспоминает скрепя сердце. В школе ей часто приходилось нелегко. Доходило и до драк, в которых чаще всего винили саму Настю. Об издевательствах в школе она рассказывала маме, которая пыталась решить эту проблему: постоянно выступала на собраниях с претензией к учителям, наблюдающим за ситуацией сквозь пальцы и ничего и не предпринимающим.

Из-за всего, что навалилось на Настю, она стала замыкаться в себе. В восьмом классе стала готом. Эта субкультура помогла ей остаться собой, но оттолкнула одноклассников и педагогов ещё сильнее. О переводе в десятый класс в этой гимназии Настя могла и не мечтать.

— Маме поставили условие: она должна была полностью обустроить компьютерный класс, чтобы меня перевели в десятый класс. Мама отказалась, а я перешла в школу по месту жительства. Никогда не жалела об этом. Коллектив меня хорошо встретил. У нас были схожие вкусы: половина класса смотрела аниме, читала мангу, слушала рок. За две недели я нашла себе лучшую подругу, встретила свою первую любовь. Учителя относились по-человечески. Я не была там изгоем, знала половину школы. А гимназию я до сих пор стараюсь обходить стороной.

Выжить в старой школе помогла только мама, которая всегда была на стороне дочери. Девушка до сих пор задаётся вопросом — неужели никто не видел, что творилось в классе?

 

Смуглым тут не место

 

В классе Кристины Фёдоровой училась девочка, которой пришлось куда хуже, чем Насте. Причиной ненависти и жестокости стал внешний вид ученицы Дианы — смуглая кожа и волнистые волосы.

— В начальной школе наш класс сам собой разделился на две, так скажем, группировки: богатенькие и середнички. Первые вели себя довольно жестоко по отношению к другим, но трогали своими колкостями и шалостями не всех. Мне, тьфу-тьфу, повезло, а вот однокласснице — нет. Её невзлюбили с самого первого дня. Своей нетипичной внешностью она выделялась в толпе, возможно, именно поэтому оказалась под градом унижений, — вспоминает Кристина.

Учителя школы прекрасно видели, что девочку унижают, но ничего не предпринимали, потому что она не жаловалась. Её били за школой, разрезали шубу, кидали бумажки, издевались как могли.

— Не знаю, как она терпела это целых три года, день за днём. Мне было её безумно жаль. Все видели, что она не такая плохая, какой её хотят выставить дети богачей. С девочкой-изгоем никто не общался. Я хотела бы её поддержать, но понимала внутри, что могу сама оказаться на её месте. Это было очень страшно, поэтому Дианы все сторонились, — считает Кристина.

А однажды Диана больше не пришла в школу. Дело в том, что девочка не вытерпела и перевелась, на этом настояла мама. Но родителей богачей не удалось заставить даже раскаяться в поступках их детей.

— Они сказали маме Дианы, мол, нечего было идти в такую элитную школу такой смуглой девочке. Спустя годы я узнала от одноклассницы, что Диана работает помощником дизайнера, живёт в Америке. Она написала письмо каждому обидчику, в котором благодарила их за всё, ведь если бы не они, то ничего бы в её жизни так здорово не сложилось, — говорит Кристина. — Держать столько лет обиду, пытаться вырваться и идти к цели — я и сейчас горжусь этой девчонкой, потому что помню её забитой первоклассницей, а теперь она встала на ноги. И, наверное, никогда не забуду злорадной ухмылки одноклассниц: «Не зря мы её всё-таки били».

 

С индийского Вата — сила ветра

 

В отличие от двух предыдущих героинь, отпор смогла дать Варвара Рухтина. Под градом насмешек она оказалась из-за того, что носила очки.

— Весь класс без очков, а я их носила с детства. Естественно, я не вписалась из-за этого в коллектив. Меня обзывали «очкариком», «очкозавром». Издёвки шли обычно от двух фифочек, которые всех заводили на пакости, — вспоминает Варвара. — Общалась я только с одной девочкой из класса, но по большей части с мальчиками, часто играли с ними в баскетбол, в них я находила поддержку.

С пятого по седьмой класс насмешки прекратились — обидчики переключились на новеньких. Но из-за внешних изменений Варя опять попала под опалу: сначала ходила плоской, как доска, а потом внезапно выросла грудь, да ещё и больше, чем у тех самых фифочек. Распустили слух, что Варя подкладывает вату, так и закрепилось за ней прозвище «Вата». На следующий год издевательства усилились из-за полноты.

— Из-за гормонального сбоя я располнела до 80 килограммов. Начался беспросветный ужас. Доходило до того, что могли подойти сзади с зажигалкой и поджечь одежду. Мы постоянно дрались, одному мальчику я даже нос сломала. Мне тоже доставалось, особенно крепко в драке из-за подруги, которую обидели. Девчонки-обидчицы постоянно подговаривали одноклассников, чтобы нас избили, но я начала заниматься регби, так что у них ничего не вышло, — улыбается Варвара.

Учителя же на жалобы родителей Вари отвечали: «У нас всё нормально, вы выдумываете», — вспоминает девушка. Жизнь наладилась только с переводом в другой класс. Дело не только в классном руководителе, но и том, что многие повзрослели. Умение за себя постоять помогло Варе в жизни: она завела много друзей, не обделена мужским вниманием.

 

О предательствах и одиночестве

 

Не всегда истории заканчиваются благополучно. Кто-то так и не может оправиться от обид и предательств — Анне Афанасьевой со школьной скамьи так и не удалось научиться доверять окружающим. С пятого класса она была чужой, насмешки и распускаемые слухи привели к тому, что Аня оказалась не то чтобы изгоем, но одиночкой точно.

— Чаще всего со мной дружили, когда не было выбора. Например, одна «подруга» в седьмом классе поменяла меня на новенькую девочку, что было неприятно. Но настоящим предателем оказался мальчик, с которым я дружила. К уроку музыки я подготовилась единственная, у меня все списали, а потом зачитывали по очереди ответы около доски. Тогда мой друг и рассказал, что я дала всем списать. Мне поставили низкую оценку, отчитали, но это не имеет значения. Больно было, что человек, которому я доверяла, так со мной поступил. Первый и единственный раз я заплакала, весь урок слёзы не могли остановиться и катились, катились, катились. Было так тяжело и неприятно. Больше я уже никогда не подпускала к себе людей так близко, — вспоминает Анна.

 

Изгои в школе — можно ли предотвратить?

 

Эти истории не столько о травле, сколько о преодолении и силе духа. Только представьте, что этим детям каждый день приходилось идти в школу с плохими мыслями. Учёба и общение с одноклассниками, учителями — это важный этап в социализации ребёнка. Поэтому его нужно тоже проходить правильно.

— Да, дети бывают жестокими. Да, бывает так, что ребёнок не способен дать отпор в силу каких-то причин. Но равнодушие взрослых неприятно удивляет. Жаль, что хладнокровные учителя действительно существуют. Что было можно сделать тогда? Думаю, первое — вмешаться в ситуацию взрослым. Например, преподаватели могли оказать поддержку обиженным детям, заступиться за них, организовать встречу с психологом — как обидчикам, так и жертвам издевательств. В ситуации травли требуется комплексный подход: нельзя взять и наказать агрессоров «двойкой» или выговором, никак не работая с человеком, который подвергся агрессии. Нет гарантий, что в будущем ситуация не повторится, например, вне стен школы или просто во взрослой жизни, — говорит психолог Ольга Крючкова.

Эксперт считает, что в таком случае важно создать успешную среду для своего чада в другом месте, помимо школы. Ведь стенами школы жизнь ребёнка не должна ограничиваться.

— Пусть в классе отношения не сложились и ребёнок попал в ряды изгоев, но в кружке рисования он рисует лучше всех, занимает первые места в спорте. Победы повысят самооценку. Помогут поднять собственный статус в своих глазах и попутно расширят горизонты, — говорит Ольга.

К тому же дети сами в силах исправить ситуацию. Всегда можно изменить своё отношение к происходящему, проанализировать своё поведение и понять, что же послужило причиной травли. Неуверенность в себе, внешний вид, неосознанное высокомерие, нарушение общепринятых правил и норм поведения — всё это можно искоренить и не дать обидчикам лишнего повода. А в будущем специалист советует переосмыслить школьные годы и извлечь из этого уроки, например, увидеть, как это закалило характер, сделало эмоционально сильнее.

— Если присмотреться, то истории не только об одиночестве и человеческой жестокости. Но и кое-где — о материнской любви и поддержке, о дружбе и любви в её искаженных формах, — улыбается Ольга Крючкова. — Главное, чтобы герои не сохранили состояние жертвы во взрослом возрасте и чётко осознали: «Со мной так нельзя — меня нельзя бить, унижать», «Когда люди ведут себя так со мной — это ненормально». Это очень важная мысль. Пусть обидчики когда-то смогли причинить физический вред, но дух не должен сломаться.

 

Имена героев публикации изменены.

 

08 сентября 2016
500
1

Расскажи подругам

Читайте также

Читай самое вкусное

Комментарии

No Avatar
Всё верно психолог сказала. Проблема ведь и в жестоких детях, и в родителях, и в самих изгоях. Разруха не в клозетах, разруха в головах (с). Давно это стоит понять, менять собственное мировосприятие, вон и жизнь у ребят этих наладилась, потому что сами переосмыслили, изменили обстоятельства. Главное, не сдаваться и идти вперёд!

Скажи, что ты думаешь

Сейчас обсуждают

Давайте дружить