Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
Цирковая династия Батиевых

Цирковая династия Батиевых

Истории

О семье, которую не пугают перемены

Фотографии Максима Федечкина, из архива героев

Семья Батиевых известна на весь мир. Их номер в жанре джигитовки, когда наездник выполняет гимнастические и акробатические трюки на скачущей лошади, получил много наград и восторженных аплодисментов европейцев, американцев, китайцев и, конечно же, россиян. Этим летом семья Батиевых приехала в Кемеровский государственный цирк вместе с цирком династии Запашных «Сюрприз». Мы решили заглянуть на одну из репетиций и пообщаться с необычной семьёй. О том, как началась цирковая карьера династии Батиевых, почему они связали свою жизнь с цирком и как им удаётся восхищать зрителей своей национальной культурой, «Птице» рассказали глава семейства, заслуженный артист России Арсен Батиев, его дочь Лаура и внуки Тамерлан и Эдуард.

Арсен Дзамболатович Батиев уважаемый артист с огромным стажем, он работает в цирке уже 56 лет и за всё это время ни разу не пожалел о выбранном пути. С детства он любил лошадей и уже в 11 лет выступал на манеже. Будучи мальчиком Арсен жил в небольшом посёлке в 12 километрах от Владикавказа. Каждый день он помогал родителям по хозяйству и водил лошадей на водопой. Но жизнь мальчика кардинально изменилась, когда к ним в город приехал легенда советского цирка Михаил Туганов. Артист был знаменит своим ансамблем донских казаков.

— Моим учителем и наставником стал легендарный народный артист Михаил Николаевич Туганов. В начале Великой Отечественной войны он со своими артистами верхом на лошадях ушёл на фронт прямо с Московского цирка на Цветном бульваре и дошёл до Берлина. Есть даже документальные съёмки, где он у стен Рейхстага исполняет трюки джигитовки со своими ребятами. Вот такой настоящий герой изменил мою жизнь. В сам цирк я попал так: в 60-е годы в Японии работал грузинский ансамбль. Его выступления проходили просто на ура. Говорили, невозможно было достать билеты. И когда цирк наш должен был ехать в эту страну, Михаила Туганова попросили поставить там кавказский номер. Ещё предложили артистам станцевать, потому что в Японии очень любят национальные танцы разных стран. Он согласился, но подумал: зачем танцевать взрослым, когда можно взять весёлых и бодрых мальчиков. Вот так нас из Дома пионеров, что был во Владикавказе, выбрали для этого номера, а потом и вовсе забрали в цирк.

Арсен Дзамболатович не помнит, когда научился ездить на коне, но с теплотой вспоминает, как в пять лет уже сидел на лошади и вёл за поводья вторую. В их посёлке не было водопровода, поэтому коней каждый день нужно было водить на водопой, чем и занимался мальчик. Ну а в 11 лет Арсен уже бодро скакал на коне и выполнял сложные трюки.

— Я танцевал в номере уже в 11 лет. Каждый день у нас были репетиции. Вот ему (показывает дедушка на скачущего на коне внука) сейчас десять лет. В таком возрасте и я начинал. Эдуард пока запрыгивать на лошадь не может, так как ещё не дорос, но зато другие трюки делает, которые не требуют отскока от пола. Как только подрастёт и сможет доставать, так и новые трюки будет учить.

Глядя на то, как ребёнок выполняет сложные элементы, в голове вертится один вопрос: как родители могли отпустить маленького Арсена в цирк?

— Мне повезло, — улыбается Арсен. — Дело в том, что в Доме пионеров занималось очень много детей, но выбрали в цирк лишь некоторых. Меня взяли, потому что мой родной дядя уже работал у Туганова. Так что я всегда был рядом с ним, и родители меня отпустили без разговоров.

Уже в 1963 году мальчишка работал в Японии и за выступления получал гонорары.

— Я всегда привозил родным гостинцы, подарки, вещи разные, а первую машину купил, когда мне ещё 18 лет не было. В советское время не у всех были машины, это сейчас можно кредит взять на автомобиль, а раньше такой возможности не было. Так что у моих родителей у одних из первых в посёлке появилась машина, а потом и центральное отопление. Как мог им помогал.

Благодаря цирку Арсен встретил свою любовь. Девушка по имени Мери выступала в знаменитом народном ансамбле «Алан» вместе с его двоюродной сестрой.

— Она была артистка балета в ансамбле, танцевала сольно. Как-то родители заговорили о женитьбе. Мне тогда 24 года было, и они намекали, что пора бы (смеётся). А моя сестра говорит: вот, присмотрись, какая хорошая девочка с нами выступает. Познакомили нас, мы начали дружить, так и поженились. А потом Мери стала с нами в номере работать. Сейчас уже возраст не тот, поэтому она отдыхает дома и хранит семейный очаг. Жена проработала со мной почти всю жизнь. Когда я ставил конный театр, она мне помогала, а в 1991 году мы вместе придумали и поставили номер «Алания». Потом уехали в Европу и шесть лет проработали там. Были в Голландии, Бельгии, Германии. Пару раз выступали во Франции. Потом побыли дома, и снова на два года в Китай, следом Турция, а в 2011 году выезжали в Германию. Мы все время катались вместе, никогда не расставались. Вот такая она, любовь на всю жизнь.

Гастролировали они по всему свету, но больше всего Арсену запомнилось время, проведённое в Китае.

— В 2006 году нас пригласили выступать в огромном парке, у них в это время был Международный фестиваль цветов. Как нас встречали, никогда не забуду! У меня нет слов до сих пор. Кормили на убой — по десять блюд на стол ставили каждый день. Сладкое мясо, кислое мясо, обычное, утка, курица, рыба. Всё включено, как говорится. Тогда это было в новинку. Сам цирк, где выступали артисты, находился в парке, так что запах цветов там стоял повсюду. Это было так чудно и необычно! В свободное время можно было поиграть в большой теннис, маленький, бильярд. Всё это было в специальном Доме отдыха, где поселили всех артистов цирка. Я всегда говорю, мне бы сейчас в отпуск туда на месяц.

Рады были артистам цирка и в Европе.

— Во Франции народ вставал после нашего номера. Такое чувство никогда не забудешь. В Греции вообще был просто гром. У нас даже есть запись этих аплодисментов, где стоит гул и крик. Греки и кавказские народы схожи во многом, очень темпераментные, поэтому им нравился наш номер. Эх, посмотрите, как время бежит... Вроде, вчера придумывали номер, никаких внуков не было, а сейчас дочка уже пять лет как на пенсии.

Дело в том, что пенсия для артиста акробатического жанра наступает, когда он проработает в цирке 15 лет. Лаура, дочь Арсена, с детства росла под куполом, поэтому тоже решила посвятить свою жизнь выступлениям на манеже.

— По-моему, у Лауры даже выбора не было, — улыбается Арсен. — Она родилась в цирке. Мы с женой работали, дочь с младенчества была с нами, даже в разъездах. И внуки теперь тоже. Старшему было 2,5 месяца, когда мы поехали на фестиваль в Польшу. Это был серьёзный конкурс. Мы там взяли первое место и высшую награду — Золотого клоуна. У нас есть фотография, где малыш держит в руках статуэтку. Мы взяли Тамерлана с собой, и он принёс нам удачу.

— Как выпустил меня папа в 7 лет на манеж, с тех пор и катаюсь, — подошла к папе дочка. — Она только что отрабатывала трюки на манеже. — У меня не было выбора, я выросла среди лошадей, в этой необычной атмосфере. Сначала это было хобби, а потом оно переросло в работу. Это замечательно, когда ты занимаешься любимым делом, ещё и деньги получаешь за это.

— Она сама всему научилась, — улыбается дочке Арсен. — С четырёх лет уже каталась, в семь лет выступала в конном театре. Мы с Мухтарбеком Кантемировым в 1987 году поставили «Золотое руно», только не в классическом варианте, а сказочном. Это был конный спектакль, в котором моя супруга исполняла роль взрослой Медеи, а наша семилетняя Лаура играла юную Медею. У дочери была белая лошадь, но что-то перед выходом конь не хотел идти, и я его хлопнул, но немного не рассчитал силы, потому что он вместе с Лаурой так понёсся в зал! Дочь повисла на боку, но её поймали. Не упала, молодчина.

Лошади — самые главные артисты в номере Батиевых. У Арсена есть свой особый подход в дрессировке животных.

— Я не разрешаю лошадей наказывать. Стараюсь пускать к ним детей. Обычно не разрешают подходить к животным, потому что лошадь может случайно задеть. А я, наоборот, всегда одобрял общение деток с ними. Перед выступлением сажаю малышей на коней, чтобы они покатались. Эти маленькие ребятишки их не дёргают, не заставляют, поэтому кони становятся добрее, а нам выступать проще, они лучше исполняют команды, слушаются. Вот так малыши влияют на этих животных. Например, морковку дети давать совсем не боятся. Некоторые взрослые не решаются, потому что животное может укусить за руку. А вот детей лошадь никогда не тронет, она специально всегда берёт яблочко или сахар губами, чтобы не куснуть случайно маленького. Они чувствуют детей.

Свои тайны и профессиональные секреты Арсен уже давно поведал дочери. Лаура сейчас руководит ансамблем, но отец всегда готов дать совет и помочь.

— На протяжении всех репетиций он подсказывает, корректирует, — рассказывает Лаура. — Каждый трюк тщательно оттачивается. Мы репетируем всю неделю, у нас только один день выходной. Всё это для того, чтобы трюк исполнялся легко, был красивым, даже если он сложен. Все носки обязательно вытянутые, спина ровная. Тогда ведь и зрителю приятно смотреть. Эту лёгкость нужно отрабатывать.

Номер «Алания» с начала 90-х был показан в разных частях света. Зрителей восхищают сложные акробатические трюки и то, как переданы традиции и обычаи осетинского народа.

— Когда выходишь на манеж, появляется необыкновенное чувство, что ты не зря здесь, — улыбается Лаура. — Мы ведь хотим, чтобы зрители не только восхищались каскадом головокружительных трюков, но и чтобы они смогли прочувствовать культуру Кавказа, Северной Осетии. Мы пытаемся донести традиции и обычаи нашего народа: через музыку, костюмы, танцы.

— Номер «Алания» мы сделали 25 лет назад, — подмечает Арсен. — Мы создавали его вместе с женой. Когда-то молодёжь не гоняла на шикарных машинах, а джигитовала: устраивали скачки и определяли лучшего наездника. Сейчас на лошадь крайне редко садятся. Это дорогое удовольствие.

Но в семье Батиевых традиции чтят. И вот уже искусству джигитовки учатся внуки Арсена 13-летний Тамерлан и 10-летний Эдуард. Мальчишки вытворяют необыкновенные трюки. Постоянные репетиции и учёбу детям совмещать непросто, но у них получается и хорошо учиться в школе, и прекрасно сидеть в седле. Молодая мама старается помогать своим сыновьям во всём. Она поддерживает их в учёбе и не настаивает на постоянных выступлениях в цирке. Лаура считает, что образование должно быть у каждого.

— Моя мама всегда мне говорила, что образование очень важно, — рассказывает артистка. — Мама окончила школу с золотой медалью, и я всегда ставлю её в пример моим детям. Считаю, что у каждого должна быть за спиной ещё одна профессия. Я вот получила специальность — мировая экономика, да и детям своим советую поступать в университет. Ведь цирк всегда связан с риском. Если получишь травму серьёзную, то сложно будет дальше заниматься акробатикой. Нужно всегда быть готовым к разным ситуациям, поэтому и заставляю детей хорошо учиться! Переезды — не оправдание. Если мальчики отстают где-то по программе, то нанимаем репетиторов, и они догоняют.

К дедушке и маме как раз подбегают Тамерлан и Эдуард. Они уже завели лошадей в стойло и присели рядом.

— Я с детства в цирке. Почти всю жизнь, — смеётся 10-летний Эдуард. — Всегда хотел исполнять трюки, как папа, но боялся. Сейчас страх уже исчез. Умею ногу переносить, обрыв делать, поперёк лежать, стойку на ногах и руках. Могу почти всё, но не идеально.

— Я тоже умею, но не идеально, — добавляет Тамерлан. — Нет предела совершенству. Поэтому каждый день репетирую. У меня есть своя лошадь, его зовут Зевс. Я его хозяин, научил его сам стоять на задних ногах. Дрессирую его каждый день. Набираюсь опыта. Некоторые мои сверстники сидят с утра до вечера дома, не отрываются от компьютера, а так ты знакомишься с животными, ездишь по миру.

Семье Батиевых сложно представить свою жизнь без цирка. Для них он и есть жизнь.

— За 30 лет я даже ни разу не подумала, что может быть иначе. Бывали тяжёлые времена, и травмы, и переезжать сложно, но представить себя без цирка невозможно. Папа как-то ушёл из цирка, но потом всё равно вернулся.

— Мы другой жизни не знаем даже, — раздвигает руки в стороны Арсен. — Ещё в советское время я почти весь мир объездил. С 1963 года каждый год был за границей. В Америке только шесть раз — три в Северной, три в Южной. А в Израиле в 1966 году, тогда ещё дипломатических отношений с этой страной не было. Нас обходными путями оформляли, чтобы туда попасть. Жизнь у цирковых артистов интересная, ни на какую другую бы её не променял. Мы с женой старики, главная сейчас в номере Лаура. Моя Мери говорит: «Как Лаура скажет, так и будет». Вот так. Сейчас мы строим домик в Подмосковье. Нас же много, мы живём все вместе, так что нужна большая крепость.

Вот такая она, семья Батиевых, дружная и талантливая. Все они крепко держатся друг за друга, уважают и очень любят. Им не страшны тяжести переездов, трудности в учёбе. Главное для них — быть вместе и радовать нас, зрителей, которых они очень любят.

Батиевы вместе с цирком династии Запашных «Сюрприз» будут выступать в Кемерове до 4 сентября. Не упустите возможность вживую увидеть красоту осетинской джигитовки.

 

17 августа 2016
620
0

Расскажи подругам

Читайте также

Читай самое вкусное

Комментарии

Скажи, что ты думаешь

Сейчас обсуждают

Давайте дружить