Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
Трэш на кухне

Трэш на кухне

Театр

Рецензия на спектакль «Королева красоты»

Фотографии Андрея Новашова

Англичанин ирландского происхождения Мартин Макдонах — один из знаковых драматургов-интеллектуалов рубежа ХХ и ХХI веков. Его пьесы идут по всему миру. Теперь и в Кемерове. Первыми в Кузбассе Макдонаха поставили в Кемеровском театре для детей и молодёжи. Пьесу, которую взяла в работу режиссёр Ирина Латынникова, называется «Королева красоты». Премьера состоялась в конце ноября.

«Странные» ирландские писатели — Уайльд, Джойс, Беккет. В этот ряд литературные и театральные критики помещают и Макдонаха, которого называют «самым метафоричным драматургом ХХI века» и автором «страшных сказок». Говоря о его эстетике, вспоминают цикл детских русских народных стихов про маленького мальчика, который находит то пулемёт, то лимонку, а то устраивается работать в гестапо.

Действие пьес Мартина Макдонаха разворачивается в Ирландии, но для драматурга это территория не столько географическая, сколько мистическая. К Ирландии настоящей его произведения имеют примерно такое же отношение, как, например, картины Марка Шагала к настоящему Витебску. В сочинённой Макдонахом реальности насилие, жестокость и безумие — это что-то обыденное, даже рутинное. Этот странный мир, дурную бесконечность, драматург не воспевает, а пытается преодолеть. Он сочувствует персонажам своих пьес. В его творчестве есть гуманистический пафос. Макдонах пишет про нерефлексирующих людей с детским самосознанием, но адресует их тем, кто обладает совсем другим мировосприятием.

«Королеву красоты» Макдонах опубликовал в 96-м. Именно эта пьеса сделала его знаменитым. Её поставили на Бродвее. Драматургу присудили театральные премии «Tony Awards» (иногда эту премию называют театральным Оскаром) и «Evening Standard». В Кузбассе же спектакль по пьесе Макдонаха появился только сейчас.

— Я знала, что есть такой драматург, просто не получалось внимательно его прочитать, — говорит Ирина Николаевна Латынникова. — Когда репетировали, пробовали разные варианты. Но Макдонах — драматург настолько материальный, конкретный, что когда от него отходишь, пьеса сразу начинает против тебя работать. А чем точнее соблюдаешь его ремарки, тем внятнее получается. Сначала нам долго не открывалась в его тексте та гуманистическая составляющая, о которой мы читали в рецензиях. И где-то уже перед самой премьерой нам открылась человеческая доброта этих персонажей, их незащищённость.

«Королева красоты» — это спектакль о матери, которая жить без дочери не может... Но и совместная жизнь невыносима. Мэг — так зовут престарелую мать — донимает свою дочь Морин бесконечными капризами и упрёками. И больше всего боится, что Морин выйдет замуж и оставит её в одиночестве. Тайком сжигает письма мужчины, адресованные дочери. Морин заботиться о матери, и в тоже время её истязает.

Поражает «задушевный» разговор двух этих женщин на кухне: Мэг рассказывает про убивающего незнакомых старушек маньяка, а Морин говорит, что была бы рада, загляни такой преступник и в их дом.

«Трагикомедия», «боевик на кухне» — так определяют жанр «Королевы красоты» критики. Ирина Латынникова предлагает определение максимально короткое и ёмкое — трэш.

Спектакль идёт на большой сцене. Роль Мэг исполняет Ольга Червова. Старое бесформенное полинявшее платье и шаль, обмотанная вокруг талии. Кажется, что Мэг-Черовова просто завёрнута в груду тряпья. И сама выглядит рыхлой, аморфной. Передвигается с трудом. И, на первый взгляд, вообще плохо понимает, что происходит вокруг. Но для героини Червовой это — маска. Когда она остаётся одна, становится понятно, что не такая уж Мэг больная и беспомощная. За внешней дряхлостью скрываются властность и даже деспотизм.

Морин в пьесе сорок лет. В этой роли занята Вероника Киселёва. Её героиня остаётся моложавой, гибкой, женственной, энергичной и жаждущей счастья. Как может, сопротивляется скуке и безумию, которые подходят к ней всё ближе.

Её избранник Пато, актёр Евгений Белый, в переводе на язык российских реалий, гастарбайтер. Уехал из ирландского городка на заработки в Лондон. Домой наведывается редко, и отношения с Морин у него развиваются пунктирно. В глухом ирландском городе Пато — человек из другого мира. Белый играет эдакого мачо, который привык, что на малой родине на него смотрят с завистью и восхищением. Элегантен и импозантен. Именно он называет Морин королевой красоты. Но страх и неуверенность живут и в этом, с виду успешном, персонаже.

Младший брат Пато — Рэй, двадцатилетний парень, роль которого играет Сергей Синицын, человек очень нервный и подвижный, в любой конфликтной ситуации он чувствует себя как рыба в воде. Он вообще воспринимает жизнь как перманентную драку.


Все герои Макдонаха,

что называется, с придурью.

 

Но на сцене истории этого драматурга обретают смысл, только когда актёры играют самых обычных людей, а не патологических личностей. Актёрам Театра для детей и молодёжи это удалось.

В спектакле есть и теплота человеческих взаимоотношений, и юмор (всё-таки комедия, пусть и «чёрная»). Когда Рэй заходит в гости к Мэг, чтобы передать письмо для её дочери, старуха объясняет:

— Я как раз причёсывалась.

И Рэй вместе со зрителями с удивлением смотрит на копну её грязных седых волос, которых расчёска не касалась, наверное, уже несколько лет.

Впечатляет и работа художника-постановщика Светланы Нестеровой. Сцена почти пуста, в игровом пространстве, по сути, только нехитрая деревянная мебель, а в глубине натянуты верёвки, напоминающие и нити веретена, и нити судьбы и паутину, из которой не могут выбраться персонажи.

Освещающий актёров грязный жёлтый свет вызывает ассоциации с клиникой для душевнобольных. Все герои спектакля больны, уязвлены в самом широком смысле этого слова. У каждого или след от ожога на руке, или повязка, или полоска лейкопластыря на разбитом в драке носу. Но эти физические травмы ничто по сравнению с теми увечьями, которые мы наносим себе сами. Своими словами, поступками, действиями. И чем больше мы боремся, тем быстрее превращаемся в тех, кого ненавидим.

 

04 декабря 2014
1933
8

Расскажи подругам

Проект: Театр

Читайте также

Читай самое вкусное

Комментарии

No Avatar
Довелось мне увидеть этот спектакль. Какие впечатления? Шок.
Но шок не в плохом понимании этого слова, это был такая здоровая, бодрая оплеуха, которая одним махом скинула с меня розовые очки и избавила от этой слепой нежности.
Мама – самое доброе и светлое, что только может быть в жизни каждого человека, здесь предстает настоящим монстром, который пожирает свое дитя. С громким чавканьем, безобразными звуками, она поедает счастье своей несчастной дочери. Она сжирает ее красоту, ее самостоятельность. Подобно паучихе склочная мамаша затягивают свою дочь в паутину безнадежности, серости и беспросветного уныния.
Дочь же ее, как мотылек, попавший в умело расставленные сети. Она бьется, пытается выбраться, но с каждым днем из нежного трогательного создания она превращается в такого же монстра как и ее мучитель. И вот ты вглядываешься в эту женщину-мотылька и видишь ни что иное как такого же паука. Злого, плюющегося ядом…
И вот уже в паутине не палач и жертва, а два чудовища, и выживет из них только один.
Отношение матерей и детей тема странная. Но, несмотря на всю чудовищность ситуации, которую нам показывают на сцене актеры молодежки, я понимаю, что эта история и обо мне. Она обо мне и о моей маме. Маме, которую я люблю и не считаю чудовищем. Но как же мне стало страшно, когда я поймала себя на мысли, что порой точно также отношусь к безумным, на мой взгляд, просьбам моей матери. Мне стало жутко от одной лишь мысли, что я порой могу повести себя также как Морин.
В каждом из нас живет чудовище. Но мы научились держать их на цепях, скрывать от посторонних глаз. А дома… Дома хочется отдохнуть, расслабиться, выпустить на свободу своего внутреннего монстра.
Мы срываемся на тех, кто нам близок. Почему-то в нашем сознании прочно укрепилась мысль: родной человек все стерпит, все простит, на то он и родной. Вот только о другой прописной истине мы забываем – родных нужно любить, их нужно беречь. К черту всех остальных, у вас с ними ничего общего, они не придут, когда вам будет плохо, они не поддержат в трудную минуту.
Мы сами отравляем нашу жизнь, мы живем на внешнюю сторону, мы хотим казаться богаче, умнее, красивее, но для других! Родных же мы игнорируем, ну или срываемся на них. Они ведь все стерпят… Все простят…
No Avatar
bocharova-th, спасибо. Приходите к нам ещё. Вы умный, рефлексирующий зритель. Вы - наш зритель!
No Avatar
Хороший театр у Вас, Григорий, да буфет хромает...
Purplе
Маша,Вы весь спектакль в буфете просидели?
Похвально,что Вы придаете питанию первостепенное значение.
И теперь можете с гордостью говорить про "хромающий " буфет у "Григория"))
No Avatar
Повторяетесь, батенька
Purplе
Так и вы новизной не блещете.
Все про жратву толкуете,а жить надо жизнью духовной.
Вы же ,Маша,идете "тернистым путем греха"))
No Avatar
Отчего же? Первое, что я озвучила, был комплимент театру. Кстати, приобретшему лично для меня новую привлекательность в связи с переменами в труппе. Правда, премьеру "Королевы красоты" посетить не удалось, увы и ах.
Не спешите навешивать ярлыки, недостаточно у Вас, Рифленый, для этого вводных.
А какой Ваш любимый спектакль в этом театре?  Я вот люблю "Папу", и больше всех в нем мне нравятся  именно Вероника Киселева и Ольга Червова
Purplе
Увы,Маша,к великому стыду
последний спектакль на который я ходил в Кемерово был очень давно.
С участием уже покойного ныне Спартака Мишулина.

Скажи, что ты думаешь

Сейчас обсуждают

Давайте дружить