Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
Синдром «чучела»

Синдром «чучела»

Дети

Меня можно обижать

Фотографии Георгия Шишкина, Анастасии Антонович

Помните повесть Владимира Железнова, где бесхитростная, простодушная и добрая Лена Бессольцева в пять минут, благодаря упомянутым качествам, становится всеобщим изгоем? Казалось бы, за что сверстники могут ненавидеть этого светлого человечка, сотканного из одних достоинств! Но у подростков свое автономное государство с собственным сводом законов и правил. Думаю, не ошибусь, если скажу, что у каждого в классе был такой ученик (или ученица), который на протяжении многих лет становился мишенью для агрессоров.

 

Как вырастить изгоя?

 

«Чучелами» дети становятся по разным причинам. Одни нарушают законы, принятые в группе, другие не умеют налаживать контакт с себе подобными. Причины разные, но всех изгоев объединяет несколько общих черт. Прежде всего, некоммуникабельность в широком смысле этого слова, отсутствие лидерских качеств, низкая самооценка и, как следствие, страх перед «большой» жизнью.

Изгоя можно вырастить в домашних условиях. Для этого необходимо пресекать любые проявления инициативы, лучше — с самого детства, указывать что именно и каким образом ребенок должен делать, не оставляя ему права выбора. Прессинговать, сравнивать с другими и постоянно давать понять, что хорошего из него ничего не выйдет. Эти вредные советы помогут воспитать безвольного, безынициативного человека с низкой самооценкой.

Казалось бы, какая взаимосвязь между чертами характерами и статусом всеобщего изгоя... Обращали вы когда-нибудь внимание на такой феномен: смотришь на человека и кожей чувствуешь его зажатость и неуверенность в себе? Как-то и смотрит он по-особенному и «скукоженный» весь, с угловатыми движениями, и каждая, кажется, клеточка выдает его робкую натуру.

У детей эта чувствительность в отличие от нас, взрослых, обострена еще сильнее. А еще у них обострены потребности занять свое место в обществе, продемонстрировать свое «я» и добиться успеха. Одни подростки реализовывают себя в творчестве, спорте, учебе, а другие в демонстрации собственной «силы». Нападают подростки, как правило, на тех, кто позволяет им это сделать. Позволяет негласно, а как бы на «метафизическом» уровне. Жертвами становятся те, кто посылает сигнал: «Я слабый, со мной можно поступать плохо, меня можно обижать».

 

Борьба с «синдромом чучела»

 

Адекватную самооценку и уверенность в себе вселить в ребенка родителям также под силу. Для этого с молодых ногтей нужно приучать чадо к самостоятельному выбору и ответственности за него. Например, вместо того, чтобы дать дочке надеть в садик красную юбочку, предложите ей на выбор две: красную и в синий горошек. Пусть сама решит, что надеть (если вам не принципиально, конечно). Так можно поступать с выбором хлеба на ужин, местом прогулки и пр. И главное, не забывайте подчеркивать, что это — его (её) выбор. Просите малыша о помощи, поручайте несложные домашние дела и поощряйте инициативу. Эти нехитрые приемы позволят малышу почувствовать свою ответственность, стать самостоятельным и в конечном итоге ощутить в себе силу и уверенность. Человеку жизненно необходимо быть успешным и нужным. Помогите ему в этом, направьте ребенка в творчество, спорт, найдите вместе дело по душе, в котором он добьется успеха.

 

Сила, как и слабость, ощущается на расстоянии.

 

А что делать, если время упущено, и подросток уже стал всеобщим изгоем? Ситуация на самом деле страшная и очень опасная. Представьте, вы вынуждены ходить каждый день в одно и то же место, где вас не любят, обижают, возможно, даже бьют, смеются над вами, придумывают обидные прозвища и отбирают вещи. Тут юбкой в горошек уже не поможешь. К работе помимо родителей, стоит подключить школьного психолога, потому как только специалист в состоянии грамотно оценить ситуацию и принять адекватные меры — провести работу как с самим подростком, так и с его родителями. Школьные психологи на этот счет проинструктированы. А со стороны семьи — поддержка и понимание. Главное, своим, родительским, вмешательством не навредить — не усугубить и без того непростую ситуацию.

20 ноября 2014
3130
4

Расскажи подругам

Читайте также

Читай самое вкусное

Комментарии

No Avatar
Ничего, дорогие школьные психологи. Скоро у вас будет куча детей с "синдромом белого" и инструкция о том, как довести "белого" до "чучела" без разжигания национальной и расовой ненависти.
No Avatar

Green Bug
куча детей с "синдромом белого"

Не поняла... О чем речь?
No Avatar

Ольга Крючкова
Не поняла... О чем речь?

Видимо, вы очень добрый и оптимистичный человек, если не понимаете о чём речь.
А речь о том, что дети жестоки, и их жестокость в последнее время усугубляется межнациональными и межрасовыми различиями. В школах и детсадах стало гораздо больше детей, мягко говоря, нерусской национальности. Посмотрите на взрослых, с которых они берут пример, и, возможно, вам удастся разглядеть назревающую проблему.
No Avatar
«Чучелами» дети становятся по разным причинам. Одни нарушают законы, принятые в группе … Изгоя можно вырастить в домашних условиях. … воспитать безвольного, безынициативного человека с низкой самооценкой … у детей обострены потребности занять свое место в обществе, продемонстрировать свое «я» и добиться успеха … нехитрые приемы позволят малышу почувствовать свою ответственность, стать самостоятельным и в конечном итоге ощутить в себе силу и уверенность..»
 
Какая-то мешанина взаимно противоречащих утверждений, заодно противоречащих и фильму, на который автор пробует ссылаться. Плохо было девчушке в той истории как раз потому, что смела иметь своё мнение, чувствовала свою ответственность, не боялась быть самостоятельной, не боялась быть «не в стаде». Если уж хочется помочь детям не попадать в такие истории, то скажите правду – «нельзя иметь мнение, отличное от мнения большинства, лучше промолчи» и т.д. Все безвольные, безынициативные детишки в той истории чувствовали себя замечательно, к ним ни у кого претензий не было никаких.
 
Общество нынешнее сильно отличается от того идеала, что формировали советские фильмы. Использовать те фильмы в качестве примера при современных психологических обработках – тупиковый путь. То, чему Вы хотели бы научить, нужно сопровождать примерами из других фильмов.

Скажи, что ты думаешь

Сейчас обсуждают

Давайте дружить