Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
Игра в четыре ноги

Игра в четыре ноги

Увлечения

О четырёхногом тунце, который пролил воду

Фотографии Георгия Шишкина / Из личного архива Шмелёвых 

Многие слышали о «Четырёхногом тунце», но немногие знают о том, что это или кто это. Мистическая загадка тунца проста: это рыба с четырьмя ножками. Ножки без туфель — Алексей Шмелёв, ножки в туфлях — Екатерина Шмелёва.

Катя и Лёша только подходили ко мне, я заметила, какие они разные и насколько похожи внешне. Они даже очки носят в одинаковой оправе. По ходу разговора стало понятно, что вместе они — практически единый организм, который рождён, чтобы творить.

Арт-студия «Четырёхногий тунец» уже полтора года занимается хэнд-мейдом.

— Итак, расскажите, на что способен «Четырехногий тунец»?

— Катя: Перечислить всё, что может «Тунец», невозможно! Мы сделаем что угодно, были бы интересные идеи. Изначально группа, которая существует сейчас, была другим проектом: персональной страницей с моими фотографиями, которая затем начала развиваться. Просто фото переросли в полноценные фотосессии: мы начали делать реквизит к съёмкам, создавать объёмные крылья, искать интересные локации, декорации.

Как хэнд-мейдеры же мы начинали с блокнотов, затем пошли заказы на обложки для паспорта, студенческого, зачетки. Мы создавали кулинарные блокноты, тетради, ежедневники. Производство постепенно расширялось, мы делали на заказ коробочки, упаковки, украшения, вязаные вещи, «ловцов снов». Бесконечный список.

«Тунец» по-прежнему открыт для новых идей и проектов: если мне предложат сделать что-то новое, чем я раньше не занималась, я возьмусь. Нет ограниченного списка услуг и изделий, мы обожаем открывать новое! Можно даже сконструировать космический звездолёт — главное, чтобы было желание.

— Откуда взялось такое название?

— Алексей: О, над ним мы очень долго думали. Катя предлагала назвать студию «Компот». Но мне слово не понравилось, оно какое-то слишком простое....

— Катя: ... и столовское.

— Алексей: Да. Столовую так хорошо назвать, а вот арт-студию — не очень.

— Катя: Леша предлагал назвать «Он, Она и Два кота».

— Алексей: Но сейчас название уже не актуально, ведь у нас три кота. Пришлось бы переименоваться. Сначала мы проводили мозговой штурм вдвоём. Ничего не получилось, обратились к знакомой художнице Анне Татьянченко, связались с ней по скайпу.

— Катя: Она рассказала нам забавную музейную историю. Во время выставки на полу обнаружили пролитую воду. Работник музея обратилась к мужчине с просьбой объяснить, откуда это вода взялась. На что мужчина ответил: «Четырехногий тунец пролил. Пролил и убежал». Нам это показалось забавным, запало в душу.

У Ани уже был эскиз четырехногого тунца, и мы решили, что это нам очень подходит.

— Для вас «Четырёхногий тунец» — это бизнес или дополнительный заработок?

— Алексей: Наверное, ни то и ни другое. Бизнес — это что-то серьёзное, а для нас «Тунец» — огромное удовольствие, это не назвать работой.

— Катя: Это приятное времяпровождение, за которое можно кое-что получить, и от этого оно становится ещё приятнее.

— В таком случае, у вас наверняка есть постоянная работа.

— Алексей: Да, я работаю инженером и учусь в аспирантуре в КемГУ.

— Катя:  Я учусь.

— Тогда для тебя, Катя, «Тунец» — основной источник дохода. Думаешь о деньгах во время работы?

— Катя: Бывает по-разному, зависит от работы с конкретным человеком. Может поступить заказ, который мне по душе и я его понимаю, тогда дело идёт бодро, и во время работы я не думаю о деньгах. А бывают сложные заказчики, когда я не понимаю, чего от меня хотят. И мне нужно раздумывать, так как картинки в голове нет.

Иногда бывают минимальные затраты на материалы, но временные рассчитать невозможно, они колоссальны. Как-то раз мы делали на свадьбу браслеты-розочки на руки подружкам невесты. Это не очень, казалось бы, долго, но сложно было сделать их абсолютно одинаковыми, чтобы на руках смотрелось удобно. Подогнать их по размеру было непросто, на это ушёл не один день. Потом я ездила по городу и подбирала к цветам ленты в тон, чтобы был точно тот же лиловый цвет, что на приглашениях и аксессуарах.

Когда пытаешься правильно рассчитать цену товара, учитывая затраты времени, затраты на материалы и поездки по городу, выходит, что некоторые работы должны стоить раз в пять-шесть дороже, чем мы продаём.

— Достаточно сложно поймать тебя на одном месте и договориться об интервью, ведь вся твоя неделя забита. Тем не менее, я читала, что параллельно ты изучаешь иностранные языки. Как удаётся всё успевать?

— Катя: На самом деле не удается. Языки я изучаю частично за счет образования на филфаке. Там нам преподают сербский, например. Также начинала самостоятельно изучать французский и сейчас учу географию, Леша помогает мне. Для меня все это было очень сложно, я совсем не могла ориентироваться по карте. Зато теперь я знаю столицы всех государств.

— С Катей всё понятно. А у тебя, Лёша, есть хобби помимо «Тунца»?

— Алексей: Да, я пишу прозу. Жанры разные, но концентрируюсь на фантастике и фэнтези. Раньше я писал много, после возникновения «Тунца» пришлось сократить время на это занятие. Параллельно я занимаюсь разработкой настольной игры: разрабатываю сюжет, геймплей, не хватает только художника, чтобы всё это дело реализовать.

— Вы так погружены в работу, есть ли сожаления о том, на что не хватает времени?

— Алексей: Наверное, есть. Потому что кое-какие вещи всё равно не успеваешь, иногда даже друг на друга времени не хватает. Иногда с утра и до ночи работаешь над сложным заказом в короткие сроки.

— Катя: Не все заказчики понимают, что тематические проекты не делаются за один день и приходится поднапрячься из-за сроков. Но, мне кажется, помимо работы, мы многое успеваем. И если есть сожаление, то оно появляется только иногда, нахлынула волна грусти и ушла. Я, например, хотела за зиму научиться кататься на сноуборде, но не сложилась, и иногда я сожалею.

— На создание «Тунца» вдохновили отношения или «Тунец» сблизил вас?

— Катя и Алексей (хором): Отношения.

— Катя: На этой неделе мы отмечаем пять лет вместе, а «Тунец» появился всего полтора года назад.

— Кто кого втянул в это дело?

— Алексей: Катя меня втянула.

— Катя: Если рассказывать с самого начала, я хотела сделать Лёше подарок, блокнот в стиле «стимпанк». В интернете и магазинах ничего не могла найти приемлемого по стилю и по цене. Если мне нравился блокнот, то без доставки он мог стоить пять тысяч. Поэтому я села и сделала сама. Я подарила его Лёше, а через неделю у нас уже появился первый заказ. Так всё и началось.

— Алексей: Стали приходить заказы, и возникла идея оформить и организовать нашу деятельность через группу «ВКонтакте». Группу, посвященную фотографии, пришлось реорганизовать и переименовать.

— А когда появилась фотогруппа?

— Катя: Снимать я начала очень давно, но делала это непрофессионально. В 16 лет я накопила себе на профессиональный фотоаппарат, стала снимать для себя и выкладывать фотографии в интернет. Группа моя была очень скромной, с небольшим количеством подписчиков, но были люди, которым нравилось.

Хэнд-мейд очень сильно расширил границы группы. Причём во всех смыслах! Пожалуй, похвастаюсь: в июле мы отправили несколько заказов за границу. Швеция, Англия, Украина...

— Алексей: ...и еще будет заказ, который нужно отправить в Канаду.

— Каким образом на вас вышли иностранные клиенты?

— Алексей: Если говорить про Швецию, то один заказ оттуда поступил через родственников. Первый заказ ушел в Стокгольм, второй — в город Эребру. На Украину один из заказов тоже пришёл через знакомых, а другой просто так.

 

— Алексей, насколько было трудно втянуть тебя в такую чисто женскую авантюру?

— Алексей: Не знаю, насколько сложно было меня втянуть, это вопрос, скорее, к Кате. А вот насчет чисто женского... С этим я бы не согласился. Наверное, у меня просто лежит душа к тому, чтобы что-то делать своими руками, творить. Это очень интересно!

Когда сидишь в офисе, не видишь ощутимого результата от своей работы. В хэнд-мейде всё не так. Ты конкретный результат видишь, и он уходит к человеку, который оценивает твою работу. Это очень приятно, это не только самовыражение, но и стимул для движения вперёд — хочется исполнять желания людей, приносить им радость и удовольствие.

— Получается, это как раз то дело жизни, которое является альтернативой скучной работе, приносящей деньги?

— Катя: Именно! Это огромный поток самовыражения. Например, блокнот в стиле «Хоббита» Лёша сделал сам от и до. Разработал, потратил огромное количество времени и сил. С тем, что хэнд-мейд — дело женское, я не соглашусь. Очень многие мужчины этим увлекаются. Например, мой папа.  Они с Алексеем вместе оформляли мебель для нашей квартиры. А ещё он вяжет просто потрясающе, связал Лёше свитер «STAR WARS», а мне с цветочками. Я хотела свитер с розами и не могла себе найти, обратилась к нему.

— Значит, рукоделие для вас — дело семейное?

— Катя: Наверное, если так можно сказать.

— Были ли в работе над общими проектами спорные вопросы?

— Катя: Нет. У нас очень схожие вкусы. Бывали моменты, когда нам нравились несколько вариантов декора обоим, тогда мы предоставляли выбор заказчику.

— Какой общий проект максимально раскрыл потенциал вас обоих?

— Катя: Не было такого. Если бы мы сделали такой проект, то на этом исчерпали бы себя, и делать было бы больше нечего. В нашем деле нет потолка, каждый раз создаешь что-то новое, индивидуальное, используешь разные техники. Не думаю, что вершины достичь вообще возможно.

— Алексей: Полгода назад, когда мы сделали блокнот по мотивам книги о Гарри Поттере, нам казалось: да, это идеал, вершина! А сейчас смотрим на него: обычный блокнот, ничего особенного.

— Катя: Он, конечно, крутой, но уже не кажется необычным. Сейчас я сделала редизайн и он уже совершенно другой: более интересный. 

— Не превращается ли работа в рутину?

— Алексей: Как то мы готовились к ярмарке, три-четыре дня. Объем работ был настолько большим, что глаза на лоб лезли. Практически фабричное производство наладилось, тем не менее, в рутину любимое дело не превратилось. Хэнд-мейдом занимаешься дома, ничто тебя не стесняет, окружают любимые люди, любимые кошки...

— Катя: Которые мешают...

— Алексей:... и лезут под руку.

 — Есть ли какие-то планы по дальнейшему развитию группы?

— Алексей: Мы уже сотрудничаем со свадебным агентством. С удовольствием поработали бы с художниками, их не хватает. У нас, конечно, есть знакомые, но они не всегда могут помочь, так как не всемогущи, иногда заняты, а идей и заказов очень много.

Недавно мы расширили производство и стали оформлять книги. У нас уже вышел «Маленький принц» с иллюстрациями кемеровской художницы Яны Ожоговой.

— Катя: Сейчас в разработке еще две книги. Сборник сказок братьев Гримм и «Алиса в Стране Чудес». Я бы занялась ещё изготовлением украшений из глины. Уже пробовала, но пока для меня это очень сложно.

— Если бы «Четырёхногий тунец» не был хэнд-мейд группой, что бы это было?

— Катя: Лёша бы писал, а я бы снимала. Возможно, мы проявили бы себя в музыке.

— Лёша: Может, мы создали бы актёрскую труппу, с собственными постановками, костюмами, текстами, декорациями.

— Можете ли вы представить свою жизнь без «Тунца»?

— Лёша: Нет, точно не могу представить.

— Катя: А я могу. Мы никогда не были типичной парочкой, всегда занимались чем-нибудь интересным: рисованием, лепкой, резьбой по дереву.

— Популярность хэнд-мейда возросла буквально недавно, два-три года назад. Как вы думаете, это мода, которая придет и уйдет, или часть современной культуры, которая будет развиваться дальше?

— Алексей: Мне кажется, это часть современной культуры. Есть мастера, которые действительно входят в это дело по зову моды: друзья занимаются, попробую-ка и я. Но они надолго не задержатся. А есть мастера, которые находят в этом свое призвание. Мы с Катей даже шутили, что было бы здорово передать «Тунца» детям и внукам.

— С модой на хэнд-мейд разобрались. А насколько важны модные тенденции в самом хэнд-мейде?

— Алексей: Я думаю, очень важны. Когда мы только начинали делать блокноты, была в моде морская тема, мы украшали изделия ракушками. Сейчас эта мода отжила своё, поступает много заказов по стимпанку, зарождается другое модное направление.

— Катя: В хэнд-мейде всё зависит от вкуса. Если есть эстетический вкус, в модных тенденциях разберешься. Если сейчас наблюдать за клиентами, это далеко не только девушки. Мужчин среди заказчиков становится все больше. Парни очень часто заказывают вещи по определённой тематике, нужно изучать её.

Даже если это компьютерная игра: открываешь, читаешь, изучаешь.

— Алексей: Самый масштабный, долгоживущий проект сейчас — это «Игра престолов». Мы бы так и не сели смотреть этот сериал, если бы не поступил заказ на оформление книги.

— Катя: Оформлять без представления о тематике, только по статье из Википедии, нереально, это слишком малый объем информации. Поэтому мы смотрели, читали, а потом оформляли. Хэнд-мейд — это не только возможность делать что-то своими руками, но и развивать себя, открывать новое.

— Как долго можно заниматься хэнд-мейдом?

 — Катя: Хэнд-мейд — это безумно широкое понятие, в него вмещается многое: от блокнотиков до пошива одежды. Если есть увлеченность делом, оно от тебя никогда не уйдёт, можно развиваться и продолжать его бесконечно.

 

Редко когда встретишь пару, которая выглядела бы настолько гармоничной: экспрессивная, разговорчивая Катя и спокойный, немногословный Лёша словно вышли из романа позапрошлого века, где возлюбленные идеально дополняли друг друга. Общее дело для них — лёгкая и весёлая игра в четыре руки. Или, скорее, в четыре ноги.

18 августа 2014
1867
0

Расскажи подругам

Читайте также

Читай самое вкусное

Комментарии

Скажи, что ты думаешь

Сейчас обсуждают

Давайте дружить