Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
Другая фотография

Другая фотография

Увлечения

Съёмка на спичечный коробок, и где этому в Кемерове учат

Фотографии из архива Фотошколы Татьяны Чештановой

Мария Козлова — кемеровский фотограф, чьё творчество превращает повседневные вещи в нечто, балансирующее на тонкой грани фотографии классической и пикториализма. Фотографии, переходящей в поэзию. Её работы будут понятны далеко не всем: не потому, что для этого нужно быть тонким ценителем прекрасного, но потому, что важнейшая часть такой фотографии есть знание о том, как она создавалась. Ведь Мария делает снимки на... спичечный коробок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

в сентябре этого года открылась Фотошкола Татьяны Чештановой

«Можно ли фотографировать на ваши ботинки?» — именно с этого вопроса она начинает занятие в студии Pinhole Фотошколы Татьяны Чештановой, в которой работает преподавателем. Сразу становится понятно, что вопрос-то с подвохом, поэтому так и подмывает ответить «Да!», но здравый смысл ведёт себя по-еврейски и вместо ответа спрашивает «Возможно ли это?». Оказывается, ещё как возможно!

На самом деле такой непривычный способ фотографии есть ни что иное как прародитель фотографии современной, и Мария тут, увы, не Христофор Колумб. Зато она точно первая и единственная, кто учит столь необычному искусству в Кемерове. Имя для него скрывается в названии самой фотостудии при фотошколе — пинхол. Говоря сухо и ёмко, пинхол — фотографический аппарат без объектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Мария Козлова

стала осваивать пинхол с 2012 года

«Тушка» камеры может быть сделана из чего угодно — пустая банка из-под газировки, коробка, да даже, например, старый холодильник. Главное, изолировать её так, чтобы туда не проникал солнечный свет, ведь его лучи губительны для фотоплёнки. Мария со своими учениками предпочитает фотографировать на спичечный коробок. Помимо него, нужна чёрная изолента, канцелярский нож, игла, небольшая алюминиевая пластина, чёрный маркер и пустая катушка из-за под плёнки. И, конечно же, инструкция, как из всего этого добра сделать пинхол-камеру, которую легко найти в интернете. Важно знать только одно — вместо объектива здесь небольшое иголочное отверстие в центре коробка. Но на деле это всё — всего лишь пустые слова, которые не дают ни малейшего представления о самой сути.

В первую очередь, пинхол — это познание. Познание детское, когда мы фиксируем всю информацию, которую только видим. Познание, перед которым не существует ни гендера, ни возраста, ни социального статуса. Группа Марии Козловой — дети от 11 до 16 лет и во время занятий в фотошколе у них горят глаза, потому что это действительно захватывает. Поглощает весь процесс — от создания своей пинхол-камеры и до проявления первой плёнки. Последнее, пожалуй, самое волнительное и трепетное, ведь результат никогда не бывает предсказуемым и до конца не знаешь, что же там получилось.

Особую осторожность всегда вызывает вопрос «щёлкает или не щёлкает?», который совершенно непонятен непосвящённому в тонкости пинхола человеку. Дело в том, что плёнку после каждого кадра приходится перематывать вручную, и при каждом повороте катушки слышится щелчок. Чтобы домотать до следующего кадра, нужно отсчитать примерно десять таких щелчков, поэтому все, включая Марию, с замиранием сердца вслушиваются, сколько же раз щёлкнула катушка. В противном случае один кадр может просто наложиться на другой, сведя все старания на «нет», хотя и из этого получаются порой красивые и неожиданные снимки.

Ученики у Марии способные, поэтому всё делают своими руками. Но особого выбора у них нет: строгий преподаватель помогает только советами, а уж всё остальное будьте любезны творить сами. «Если ребята будут делать абсолютно всё без моей помощи, то потратят больше сил на свою камеру и станут бережнее к ней относиться, — уверена Мария, — К тому же, это такое занятие, что если вмешивается кто-то „извне“ теряется всё волшебство».

Сама Маша мало чем отличалась от них, когда только узнала о пинхоле, хотя была гораздо старше. Она до сих пор помнит, как с нетерпением ждала проявки своей самой первой плёнки; как до конца ей не верилось, что с помощью фотографии на спичечный коробок действительно можно получить поистине прекрасные вещи; и как она была рада, когда все сомнения на этот счёт оказались напрасными.

«Люди очень странно косятся на тебя, когда видят, что ты пытаешься фотографировать на коробок. Наверняка думают, что у тебя не всё в порядке с головой, — смеётся Маша. — За всё время занятия пинхолом я встретила всего лишь одного человека, который понял, чем мы занимаемся». Только вот такие странности ничуть не отталкивают людей, а наоборот, привлекают их.

В Фотошколе Татьяны Чештановой дают уроки необычной фотографии не только детям. В конце марта открывается и первый воркшоп для взрослых — в связи с повышенным интересом. Такая фотография — не просто занятие для души, это ещё и напоминание прописной истины, которая из-за наличия умной и думающей техники была почти забыта: автор фотографии в первую очередь человек, но никак не камера. По сути, пинхол заигрывает с нашим сознанием, превращая получившиеся снимки по прошествии времени в неуловимые тени воспоминаний, почти не отличимые от настоящих. Кто знает, может, именно это и есть настоящее сердце фотографии.

Кстати, один из Машиных учеников всё же попытался фотографировать на свой ботинок, сделав из него пинхол-камеру. К сожалению, у него этого не получилось, но, мы уверены, обязательно получится в следующий раз, ведь главное здесь — душа, а уж она может быть спрятана в самом неожиданном месте, даже в поношенной обуви.

 

Workshop «Пинхол и камера обскура»

29-30 марта

Начало в 12.00 на улице Островского, 33, офис 25.

Записаться можно по телефонам: 67-10-30, +7 (923) 567-1030.

Группа «ВКонтакте»

lp.cheshtanova.com

Instagram: @cheshtanovashcool

24 марта 2014
2282
0

Расскажи подругам

Читайте также

Читай самое вкусное

Комментарии

Скажи, что ты думаешь

Сейчас обсуждают

Давайте дружить